Люди издавна стремились разнообразить свою повседневную жизнь музыкальными звуками и мелодиями. Действительно, гармоничное сочетание звуков различной тональности и тембра с доисторических времен помогало человеку и работать, и отдыхать. Отсутствие у первобытного человека понятия о нотной азбуке или других способах хранения мелодий, безусловно, не позволяет точно судить о том, существовала ли музыка во времена мамонтов, сырого мяса и звериных шкур, однако изображения танцующих людей и даже художественные намеки на музыкальные инструменты в наскальной живописи позволяют говорить, что музыка была изобретена еще до появления первых цивилизаций.

Вместе с тем долгое время человек был вынужден хранить музыку в своей голове, не говоря уже о том, что воспроизводить ее он мог только с помощью голоса или каких-то подобий музыкальных инструментов. Те же, кто не обладал музыкальными способностями, вынуждены были либо ждать, когда запоет или сыграет что-нибудь более одаренный сосед, либо посещать концерты или другие музыкальные представления, чтобы приобщиться к миру прекрасного. Однако однажды, благодаря прогрессу технической мысли, наконец появилась возможность послушать музыку, не выходя из дома и не нанимая специально для этого музыкантов.

Если не принимать во внимание шарманки и другие подобные музыкальные инструменты, из которых звуки могли извлекать не только музыкально одаренные люди, то первым механическим устройством, воспроизводящем музыку, стал фонограф американского изобретателя Томаса Альваса Эдиссона. Появился фонограф в 1877 г., а принципом его работы стало воспроизведения звука с носителя в форме дорожки, глубина которой была пропорциональна громкости звука. Звуковая же дорожка располагалась по спирали на специальном вращающемся цилиндре. По ней перемещалась музыкальная игла, которая сообщала колебания специальной мембране. В свою очередь мембрана в результате колебаний издавала те или иные звуки, в зависимости от движений иглы. Звуки, издаваемые мембраной, усиливались специальной трубой. Первым носителем, на котором музыкальная игла фонографа оставляла углубления, была фольга. А первой мелодией стала детская песенка «У Мэри был барашек». Качество звучания, конечно, оставляло желать лучшего, но уже этот первый фонограф Эдиссона принес ему огромную популярность и чуть ли не мировой успех. Воспроизведение мелодии, а тем более ее запись казались чудом и вершиной технического прогресса. Сам Эдиссон был немало удивлен тем, что его изобретение работало. Впрочем, дальнейшее усовершенствование фонографа было отложено на 10 лет в связи с тем, что Эдиссон занялся гораздо более важной работой, как ему казалось, — созданием лампы накаливания. В 1887 г. Эдиссон стал использовать в качестве носителя в фонографе цилиндр, покрытый воском. Фонографы Эдиссон пользовались большой популярностью в Америке и в Европе. Его применяли и в качестве «механического секретаря», и в качестве «книг для слепых», и для записи музыки, и для записи речей великих людей, и в качестве «говорящих часов», и даже в качестве «говорящих кукол». Фонограф Эдиссон несколько раз усовершенствовался, а швейцарцы даже делали карманные, переносные фонографы.

В 1887 г. немецкий изобретатель Эмиль Берлинер предложил применять в качестве носителя звука не цилиндр, а эбонитовые или каучуковые диски. Впоследствии новый формат носителя был применен в еще одном механическом проигрывателе — граммофоне, который прокручивал диски по часовой стрелке. Усовершенствование граммофона происходило не только за счет улучшения механических частей, но и за счет носителя записанных звуков. Диски для граммофона делали из различных материалов, пока не появились первые виниловые пластинки, которые передавали звук с очень даже хорошим качеством и могли воспроизводить даже вокальные и оркестровые музыкальные произведения. Благодаря этому граммофоны довольно быстро одолели фонографы и вытеснили их с прилавков магазинов.

В 40–60-е гг. появляются патефоны, названные так в честь их изобретателей братьев Пате. В патефонах использовался несколько иной метод записи, чем в граммофонах, игла была более долговечной и двигалась она не от края к центру, а от центра к краю. Тогда же в музыкальных проигрывателях появляются встроенные динамики, большая и неуклюжая труба исчезает, граммофоны становятся удобными для переноски. Наконец, в 50–60-е гг. граммофоны вытесняются новым детищем прогресса — электрофоном. Впрочем, новое изобретение принципиально мало чем отличалось от граммофона — на электрофоне можно было проигрывать точно такие же граммофонные пластинки, звук извлекался посредством иглы. Наиболее существенным отличием было использование электричества для вращения диска с пластинкой, а также для преобразования колебаний с иглы в электрические импульсы, которые затем преобразуются в звук электроакустической системой. Однако при этом электрофоны становились менее транспортабельными — использовать их можно было только в тех местах, куда было проведен электрический провод.

Электрофоны, также как и граммофоны и патефоны до сих пор применяются в быту и даже на танцевальных площадках и не только в провинциальных городах. Достаточно напомнить о мощном движении диджеев, которые владеют умами миллионов подростков в том числе и при этом используют электрофоны и виниловые пластинки, создавая с их помощью танцевальные ритмы.

Н. Ростова

.

 

Hosted by uCoz