|
Долгое время в нашей стране, да и не только в нашей существовало предубеждение, что мастера единоборств проживают исключительно на Дальнем Востоке. Действительно, Япония, Корея, Китай прославились на весь мир не только своими особенными философскими воззрениями на окружающую действительность, изощренными пытками и пристрастием к весьма специфическим блюдам, но и чрезвычайно эффективными средствами нападения и самообороны, которые сложились в стройную систему боевых искусств. Тем не менее желание победить своего противника определенными приемами и движениями рук и ног свойственно не только народам тихоокеанского побережья Евразии, поэтому многие жители других частей света вполне законно задаются вопросом, почему именно Япония или Китай, или Корея считаются родиной боевых искусств, а не их страна. В результате, в мир боевых искусств постоянно прибывает пополнение, когда к известным видам единоборств добавляются новые — сават (французское боевое искусство, ведущее свою родословную с уличных драк марсельских матросов 19 в.), ади хай пудутам (индийское боевое искусство, неизвестное широкой общественности, поскольку им могут заниматься только члены секты Сиддха-Самайа), бандо (бирманское боевое искусство, включающее в себя технику удушения противника), арнис (филлипинское боевое искусство, включающее в себя технику укусов и щипков киина-мутай и технику дуло-дуло — использование ладонной палочки). И в этом мире боевых искусств, в котором японскому карате и китайскому ушу приходится тесниться с боевыми искусствами Азербайджана, Грузии, Анголы, Таиланда и Украины, русские виды единоборств занимают свое почетное место. При этом, если, например, Украина смогла подарить миру только боевой гопак да казачье многоборье, то боевые искусства России оказались гораздо более разнообразными. И сводятся они не только к банальному битью по лицу и по голове, как может показаться обывателю. Кроме самбо («самооборона без оружия»), начало которому было положено в 1938 г. приказом по Всесоюзному комитету по делам физкультуры и спорта при СНК СССР, и которое является определенным синтезом приемов дзюдо, кроме различных видов карате, прижившихся и «усовершенствованных» в нашей стране (вроде фри файт карате), комплексных систем ведения ближнего боя (вроде унибос (универсальной боевой системы), системы Брандера), Россия оказывается имеет и свои доморощенные боевые искусства. И к ним относятся не только авторские разработки отечественных энтузиастов, вроде теоретика боевых искусств Шехова, который разработал свой собственный стиль борьбы «Ломовой бокс», основанный на понимании человека как тренажера и включающий в себя способ мгновенного приведения человека в боевую ярость с помощью пароля «Победа или смерть». Оказывается, что Россия является родиной довольно большого числа древних боевых искусств, которые были давным-давно забыты и теперь переживают второе рождение. Так например, известно такое боевое искусство как любки, которое было «этнографически восстановлено» историком и психологом Шевцовым. Эти любки (означают, якобы, древнее русское название «бережного» боя с соседом) оказывается были распространены на территории современных Владимирской и Ивановских областей и создавали конкуренцию другому боевому искусству Древней Руси — рукопаши (распространенной на территории Суздаля, Коврова, Шуи и Покрова). В основе любков лежала глубокая крестьянская философия «жизни без надрыва», «в состоянии Позволения». Догадаться, что в действительности означала эта крестьянская философия неподготовленному человеку непросто, да и последователи этого боевого искусства выражаются крайне образно и весьма туманно. Внешне любки выглядят как поединок двух желеобразных субъектов, совершающих волнобразные движения рук, ног и тела. Желающие узнать о любках более подробно могут обратиться на сайт московского отделения школы «Любки»: http://rukopash.ru/video.htm. Гораздо более древним боевым искусством, воссозданным нашим современником, является славяно-горицкая борьба или попросту горицфайтинг (вероятно, экспортный вариант). В основе борьбы, как считают его авторы, лежат исторически реконструированные подлинные техники рукопашного боя древних славян — «сеча», «кружало», «карусельный бой», «драка с каблучка». Кроме того, базой борьбы (какое боевое искусство без философских воззрений?) является натурфилософия древних славян, почерпнутая автором славяно-горицкой борьбы в древних русских былинах и сказаниях. Однако несмотря на древние корни славяно-горицкая борьба предлагает также и технику ножевого боя и даже «оригинальную школу пистолетного боя». Интересующиеся могут посетить сайт http://goritsfighting. ru Кроме «стеношного боя», включающего в себя способы борьбы «стенка на стенка», загадочных боевых искусств, вроде «светояра» или «сибирского вьюна», имеющих не так много последователей, в России пропагандируются и другие виды «древних русских единоборств». К ним, скажем, относится Славянский стиль самозащиты (СлавСтС) — в его основе лежат плясовые движения восточных славян, принципы максимального расслабления во время боя и хлещущих движений по лицу. Есть также стиль волка-оборотня — «привлекательный своей непредсказуемостью» (как говорят, мышление противника не успевает включиться из-за парадоксального поведения агрессора), сочетающий в себе прыжки, резкие движения и дыхательную гимнастику. Близка к нему, кстати, «бакланка» — набор приемов для уличного боя, которая якобы зародилась в колониях для несовершеннолетних и которая подразумевает телесные повреждения и «злостные хулиганские действия», а также «плевки в лицо объекта», «подлые удары в пах» и т.п. Кстати, подобному способу борьбы часто обучают по телевизору в передачах, посвященных самообороне. Наконец, не следует забывать и о таком боевом искусстве как русское кэмпо, берущее начало, по словам его основателя, в «изощренной технике древнего монгольского бокса, где главным оружием являлись ноги», развитое в русских былинах, где богатыри разбивали голыми руками дубовые столы и кованые двери, дополненное дыхательной гимнастикой в монастырях Византии и России (монахи Шао Линя ведь занималисьушу), усовершенствованное в наши дни. Ю. Трифонов.
|
|