Всякий культурный человек не может быть равнодушен к прекрасному миру классической музыки. Конечно, данное утверждение не предполагает, что человек обязательно должен стать завсегдатаем залов филармонии и консерватории или посещать концерты симфонической музыки чаще, чем душ или ванну. Однако к тому, чтобы ценить или хотя бы понимать гармонию и красоту классических произведений, нужно во всяком случае стремиться. Вместе с тем, мир симфонического оркестра и музыкального творчества поистине широк и многогранен. Он не стоит на месте, развивается, и, более того, к развитию стремятся сами композиторы и исполнители музыкальных произведений.

Следует отметить, что музыканты, дирижеры и композиторы, живущие в мире симфонической музыки, несмотря на сияние лучей славы и возвышенные цели в их служении искусству, вовсе не так высокомерны и серьезны, как может кому-то показаться. В их жизни остается место не только для большого и кропотливого труда, но также и для шуток и небольших розыгрышей. Правда, чувство юмора, присущее исполнителями и создателям классической музыки, весьма своеобразно и выражается несколько специфично. Но естественно каждый культурный человек вполне в состоянии понять и оценить их остроумие. Одним из способов создать веселое настроение себе и «отпустить шутку» перед зрителями является использование необычных музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Большинство людей знают, хотя бы примерно, те основные инструменты, которые составляют настоящий классический оркестр. Вероятно, все понимают, что к таким инструментам относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы (струнные), флейта, фагот, тромбон, валторна, гобой, кларнет, труба, туба, иногда саксофон (духовые), барабан, литавры, ксилофон, тарелки, треугольник (ударные), арфа, фортепиано, орган (одиночные). Однако иногда композиторы, создавая классическую музыку и не могут удержаться и не отойти от шаблонов, — взять и написать произведение для какого-нибудь необычного инструмента. Вслед за ними идут и исполнители, которые только рады взять в руки редкий музыкальный инструмент, раз уж выдался подходящий случай.

Поэтому иногда очарованные слушатели с удивлением встречают на концертах произведения с участием бубна, маракас, кастаньет, колокольчиков и других редких инструментов. Интересен, например, клавес — инструмент кубинского происхождения, представляющий собой две круглые палочки из очень твердого дерева. Исполнитель держит одну из них в левой руке так, что ладонь его является определенным резонатором, и ударяет по ней палочкой в правой руке, в результате чего получается высокий, резкий, звонкий звук. Иногда в оркестре используют две и даже три пары таких палочек.

Встречается в оркестре такой музыкальный инструмент как фруста — две дощечки, одна из которых имеет рукоятку, а другая закреплена нижним концом к первой дощечке. При взмахе рукой фруста издает хлопок. Иногда в филармонии можно увидеть вудблок — ударный инструмент китайского происхождения. Он представляет собой небольшой прямоугольный брусок из твердого дерева с глубоким узким вырезом спереди. По нему ударяют малыми барабанными палочками, молоточками, в результате чего получается высокий характерно цокающий звук. Близким к нему является темпле-блок — округлый, полый внутри и с глубоким надрезом посередине, похожий по форме на смеющейся рот, деревянный брусок. Темпле-блок имеет более глубокий и мелодичный звук, и с помощью набора из различных темпле-блоков можно даже составить музыкальную фразу.

Еще одним интересным инструментом является реко-реко, который в симфонический оркестр ввел Стравинский. Этот музыкальный инструмент изготавливается из бамбука или из высушенной тыквы. На одной из сторон полого предмета делает ряд зарубок или насечек. Исполнитель берет палочку и проводит по этим зарубкам, в результате чего получается высокий трескучий звук. Еще в симфоническом оркестре встречается крайне редкий и странный инструмент — стеклянная гармоника. Она представляет собой ряд различных по объему стеклянных сфер, нанизанных на металлический стержень и помещенных наполовину в ящик-резонатор с водой или уксусом. Этот инструмент изобрел Бенджамин Франклин, который говорил, что стеклянная гармоника из всех его изобретений принесла ему наибольшее удовольствие. Довольно быстро этот инструмент покорил всю Европу. Для стеклянной гармоники писали свои произведения Моцарт, Бетховен, Рихард Штраус и даже Глинка, использовавший возможности инструмента в своей опере «Руслан и Людмила». Правда в начале 20 в. секрет изготовления и игры на стеклянной гармоники был утрачен. В 2003 г. в Большом театре пытались возродить постановку «Руслана и Людмилы» в первоначальном виде, но все-таки использовали стеклянную арфу и веррофон.

Кроме того, в симфоническом оркестре можно встретить альпийский рог — горн длиной до 5 метров, челесту — внешне напоминающую фортепиано, но звучащий как колокольчики, клавесин — предшественник фортепиано, рожки, а также различного рода духовые деревянные инструменты, подражающие голосу птиц и зверей, которые у охотников носят название манков.__

.

 

Hosted by uCoz