|
Творчество русских поэтов 19 века в сознании обывателя представляется всего-навсего продуктом той эпохи, той системы ценностей и представлений о мире и месте в нем человека. Об одних поэтах говорят, что они опередили свое время, о других, что имели застоявшиеся взгляды. При этом «подлинное искусство», по мнению большинства, создавалось только передовыми и прогрессивными поэтами, клеймившими, скажем, крепостничество или царский режим. С этой точки зрения поэтическое творчество «оценено по достоинству» и расположено по степени убывания или возрастания значимости стихотворца. Потомки славных деятелей поэзии 19 века выстроили стройные шеренги поэтов прежних времен, в которых имена Пушкина и Лермонтова значатся в первом, а Огарева или Рылеева во втором-третьем эшелонах. Вместе с тем, каждый поэт постпушкинской эпохи был явлением в русской культуре 19 века, обладал своими представлениями о том, что и как он должен делать и к чему стремиться, и, в целом, не слишком заботился о мнении о себе будущих поколений. И в этом смысле Афанасий Афанасьевич Фет, являющийся одним из замечательных поэтов 19 века, даже при жизни подвергавшийся многочисленным нападкам и критическим замечаниям, число которых впоследствии только возросло, занимает особое место. Родился он в 1820 г. в селе Новоселки, недалеко от города Мценска, и его рождение окутано романтической завесой тайны. Дело в том, что достоверно известно только имя его матери Каролины Шарлоты Фёт, которая была замужем за немецким мелким чиновником Иоганном Фётом, проживавшим в Дармштадте. В начале 1820 г. с Шарлотой познакомился богатый орловский помещик Афанасий Неофитович Шеншин, а в сентябре того же года они вместе сбежали в Россию. Здесь они обвенчались, Шарлота взяла себе имя Елизаветы Петровны Шеншиной, а в ноябре 1820 г. она уже родила мальчика, получившего имя Афанасия Афанасьевича Шеншина. До 14 лет Афанасия считали сыном русского помещика, однако позднее орловская духовная консистория рассмотрела обстоятельства его рождения и признала его сыном немца Фёта. При этом Афанасий был лишен дворянства, прав на наследование и всю жизнь вынужден был добиваться восстановления фамилии Шеншин. В 1838 г. он поступил в Московский университет, но проучился там шесть, вместо положенных четырех лет. Объяснял он это тем, что вместо посещения лекций, он занимался сочинением стихов. И действительно, уже в возрасте 20 лет он выпустил первый томик своих произведений. Спустя же два года его первые стихотворения оказались на страницах знаменитого журнала «Отечественные записки», где из его фамилии Фёт пропала буква «ё». Считается, что именно с этого момента, Афанасий стал относится к своей фамилии как к псевдониму. В те годы Фет поступает на военную службу унтер-офицером с целью дослужиться до потомственного дворянства. Тогда же появляются и первые почитатели, и первые критики творчества Фета. В 1843 г. Белинский считал Фета «самым даровитым поэтом Москвы» и ставил его в один ряд с Лермонтовым. Примерно такого же мнения придерживался и Тургенев, который являлся его горячим поклонником. Правда, некоторые современники вспоминали, что Тургенев якобы однажды сравнил творческую деятельность Фета с плодовитостью клопов, однако касалось это только отдельных стихотворений и было связано, вероятно, с той горечью, с которой Тургенев воспринимал выбор творческого пути Фетом. Дело в том, что Фет был явно враждебно настроен против либеральных настроений, царивших в 50-е гг. 19 века. Демократическая критика произведений Фета в лице Добролюбова, Писарева, Минаева, Щедрина разоблачала в нем «закоренелого крепостника», считала его поэзию безыдейным пустословием. Впрочем, славянофильская критика напротив отдавала должное его таланту певца «вечных ценностей» и «абсолютной красоты». В целом же его произведения действительно были лишены конфликтности, борьбы, резкости и суеты, за что Фет подвергался новым нападкам как поэт, завершивший «разложение дворянско-усадебной лирики», как поэт, пишущий о снах и бесплотном, тогда как в эпоху либеральных реформ поэт должен быть прежде всего «гражданином». Фета критиковали за равнодушие к накалявшейся общественной обстановке и революционным настроениям, за узость кругозора. В 60е гг. он оставляет поэтическое поприще, уволившись к тому времени с военной службы (не выслужив себе потомственного дворянства), женившись на дочери врача Боткина и став помещиком в Мценской губернии, он буквально обрушивается с критикой на пореформенные порядки. В результате с Фетом разорвали отношения все друзья из мира литературы, в том числе и Тургенев, кроме Л. Толстого. В 1873 г. Фету, наконец, возвращают дворянство и фамилию Шеншина. С этого времени он (правда, продолжая использовать имя Фета в качестве псевдонима) вновь приступает к литературному творчеству и не оставляет его до конца жизни. Впрочем, несмотря на «безыдейность» и сочувствие крепостничеству талант Фета не становится менее значительным. Его произведения наполнены светом и музыкальной красотой. И хотя Фет и не бичевал царский режим и помещичий строй, его творчество исполнено стремлением к лучшей жизни и гармонии в не меньшей степени, чем гражданская лирика Тютчева и Некрасова. Н. Ростова.
|
|