Журналист — вторая древнейшая профессия. И порой к представителям СМИ относятся не лучше чем к людям, относящимся к первой. Общество уже давно и вероятно бесповоротно составило образ журналиста: продажная личность, готовая на все, дабы сорвать приличный куш, марионетка в руках различных структур, лоббирующих через них свои интересы. Однако, каков же реальный современный журналист: опытный делец в области продажи своего таланта или правдоискатель, служащий народу?

«Журналист — человек, занимающийся журналистикой: создает информационное наполнение для СМИ путем сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях». Данное определение, безусловно, правдиво, однако не вполне полно.

Лишь дополнительные пояснения могут очертить грань между настоящим журналистом и тем, кто им никогда не являлся.

Что же входит в обязанности журналиста? Начнем с изречения Джозефа Пулитцера: «Никогда не печатай в газете то, чего не может понять твоя служанка». Другими словами говоря, задача журналиста в том, чтобы изложить информацию кратко, ясно и увлекательно. «Наш пострел везде поспел» — это о журналистах, которым, вопреки общественному мнению, не так-то просто оказываться в нужное время, в нужном месте. Ибо делать сенсацию — практически всегда означает одно: быть первым на финишной прямой. Кому будет интересно читать устаревшие заметки «черепахи»? Помимо скорости важна достоверность информации и компетентность журналиста.

Семь раз проверь, один раз напиши. Примерно так можно сформулировать неоспоримый закон, на который должен опираться высококвалифицированный мастер слова. Журналист бесценен, если он может донести правдивую новость до аудитории, не очерняя ее при этом своим мнением: это уже дело людей другой профессии — критиков. Человек, призвание которого — журналистика, обязан осознавать, какие последствия может принести то, что он донес до общества, а после, вероятно, и отвечать за эти последствия. Да, безусловно, настоящий журналист продает свой талант, но он не продает себя. Вот что отличает знатоков своего дела от работников, к примеру, какой-нибудь «желтой» газетенки.

Ведь для того чтобы создать что-то поражающее, совсем не обязательно искажать факты и извращать смысл. При наличии таланта и достойном образовании сенсацию можно сделать из чего угодно. В пример можно привести афоризм Чарлза Андерсона Дейла, «Нью-Йорк Сан»: «Если собака кусает человека, это не новость; Новость — если человек кусает собаку».

Полина Блощицына

Hosted by uCoz