ШКОЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ


Думаю, у каждого из нас хотя бы раз в жизни возникали проблемы с учителями, ведь очень трудно поддерживать нормальные отношения, если преподаватель не понимает или не хочет понимать тебя. В этом случае, я считаю, нужно бороться за свое «Я». Однако для начала стоит присмотреться к себе. Довольно часто мы сами провоцируем возникновение конфликтной ситуации. Ведь если «учитель всегда не прав», то стоит серьезно задуматься: может быть, проблема в нас самих?

Идеальный учитель всегда понимает и уважает своих учеников. Он требовательный, но справедливый, в соответствующей ситуации может посмеяться вместе с классом. Это умный, образованный человек, который умеет ясно излагать и доходчиво объяснять новый материал, а при необходимости готов позаниматься индивидуально. Ему небезразличны проблемы учеников, он понимает, что ученик — это человек, а не робот, делающий уроки. В то же время он не вмешивается в личную жизнь ребят. Мнение такого учителя очень важно для учеников, он становится для них другом. С ним можно поделиться самым сокровенным и быть уверенным, что об этом не узнает вся школа. Он никогда не опаздывает, всегда модно и элегантно одет, в общем, идет в ногу со временем.
Вот таким должен быть идеальный учитель. К сожалению, в жизни так бывает не часто. И конфликты между учителем и учеником происходят гораздо чаще, чем хотелось бы. Какие же поступки учителей вызывают чувство протеста у учеников? Нет на свете школьника, который остался бы равнодушным к несправедливо поставленной оценке. Но обижаются и злятся на учителей и по другим причинам. Например, когда преподаватель задает домашнее задание, не объяснив, что надо делать, или приходит в школу в плохом настроении, или без причины повышает голос и т. д. В таких случаях, исполненные возмущения, ученики придумывают учителям различные прозвища, иногда довольно обидные.
Думаю, главное во взаимоотношениях с тинэйджерами — справедливость и равноправие. Иногда так и хочется сказать взрослым: «Вы такой народ не хиповый! Вот скажите, пожалуйста, что будет делать современный подросток в СВОЕМ мире с ВАШИМИ принципами и моралью? И еще. Прекратите распоряжаться нашим свободным временем! Вон в школе опять на каникулы столько задали, что жить не хочется!!!»
Однако и нам следует поразмыслить над своим поведением: не стало ли системой прогуливать один и тот же предмет или вызывающе вести себя на каком-то уроке?
Если же вы, покопавшись в памяти, не найдете ни одной причины, по которой учитель относится к вам предвзято, то стоит задуматься: а не перейти ли в другой класс или на индивидуальное обучение по этому предмету? Но такие шаги стоит предпринимать лишь тогда, когда исчерпаны все возможности для нормализации отношений с учителем.
Наверное, подобные проблемы встают перед учащимися во всем мире. Было бы здорово, если бы мы открыто могли высказывать свои претензии. Для этого в каждой школе надо установить «почтовый ящик», в который и ученики, и учителя могли бы опускать записки со своими замечаниями, пожеланиями, предложениями. А потом назначить день, когда все послания будут публично зачитаны, и педагогический коллектив вместе с учащимися попытается найти достойное решение всех накопившихся проблем.
Также можно оборудовать в школе «комнату откровений», куда любой ученик или педагог мог бы прийти и выговориться в камеру или находящемуся за перегородкой психологу.
Проходящие в школе вечера или чаепития также способствуют установлению добрых неформальных отношений, лучшему взаимопониманию между учителями и учениками.
Вероятно, существуют и другие способы наладить отношения с педагогами. Но, прежде всего, мы должны осознать, что учителя — «тоже люди», что у них есть своя личная жизнь и интересы. Так давайте же с уважением относиться к их труду, к безграничному терпению и выдержке, тогда и их отношение к нам непременно изменится.

Юлия Ребус

Hosted by uCoz