МИР ГЛАЗАМИ ТЕРНЕРА

С 18 ноября 2008 года по 15 февраля 2009 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходила выставка замечательного английского художника Джозефа Мэлрода Уильяма Тернера. Надо сказать, что событие вызвало вполне понятный и предсказуемый интерес у российской публики. Несмотря на работу экспозиции в течение четырех месяцев поток желающих насладиться сокровищами мировой живописи не иссякал. Такого количества любителей прекрасного, стремившихся в выставочный зал, Москва, пожалуй, не знала со времен выставки экспрессионистов в Третьяковской галереи. Однако тогда выставка проходила теплым летом, и очередь проводила сравнительно приятное время, ожидая около часа возможности купить билет. Чтобы пройти на выставку Тернера необходимо было проявить гораздо больше мужества, ведь этот час приходилось проводить на морозе. Однако экспозиция английского художника, безусловно, стоила того.

В нашей стране, несмотря на большое количество галерей, в которых собраны работы великих мастеров изобразительного искусства, практически отсутствуют полотна Уильяма Тернера. Между тем, этот живописец считается одним из столпов не только английской, но и мировой живописи. Достаточно сказать, что многие его считают предшественником импрессионистов.

Они, между прочим, действительно проявляли особый интерес к его светотеневым решениям, оттенкам красок, использовавшимся им, образам и мироощущению, свойственных Тернеру.

Анна Германова

 

Уильям Тернер получил широкую известность и признание еще при жизни, однако настоящую оценку его творчеству дал только 20 в. Родился он в 1775 году в семье парикмахера и очень рано обратился к живописи. Его отец, желая, видимо, способствовать его талантам, выставлял акварели сына прямо в своем рабочем помещении. Среди посетителей парикмахерской отца было немало художников, которые, конечно, не могли не заметить дарований юного Тернера. Его приняли в школу при Королевской академии искусств, а первая акварель Уильяма была выставлена там, когда ему исполнилось всего пятнадцать лет. Интересно, что начинающие художники в целях оттачивания своего мастерства почти всегда занимаются копированием известных произведений искусства. Сообщают однако, что Тернер в целях постичь секреты искусства всегда предпочитал писать оригинальную работу, не копируя полотно, а только подражая манере известных художников. В 27 же лет он стал самым молодым академиком искусств в Соединенном Королевстве.

В начале своего творческого пути Тернер работал в технике акварели и только с конца 1790-х годов он обратился к масляной живописи. Первые работы он выполнял в целом традиционной манере живописи тех времен — когда драматизм изображенного достигался нагнетанием темных цветов. Такова, например, картина «Рыбаки и море», представленная на выставке. Тем не менее, Тернер идет дальше, он ищет новые способы изображения, передачи своего настроения, своей идеи, что пейзаж может выражать не менее высокие понятия и чувства, чем исторические полотна. Тернер уже не уделяет большого внимания слишком темным цветам, наоборот, он использует их как контраст с белым парусом утлой рыбацкой лодки, которая несется на встречу буре. На картине передается весь драматизм теряющих надежду рыбаков, попавших на мгновение из мрака стихии в луч лунного света. На водной глади Тернер стремится отличить свет фонаря лодки от света Луны, окружает месяц туманным ореолом — все вместе это создает ощущение борьбы и довольно тщетной борьбы человека с неукротимыми силами природы. Пейзаж-катастрофа становится излюбленным на протяжении всего творчестваТернера.

Одной из самых известных становится полотно «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы», также представленная на выставке, которая передает и личные впечатления Тернера, когда во время его путешествия через Альпы его застала страшная буря. Еще одно полотно «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье» передает ощущение большой эмоциональной силы, смятение человеческого сердца и ума. Говорят, что для создания этой картины и для правдоподобной передачи вьюги на море, художник, плывший на корабле в шторм, хотел увидеть все собственными глазами, для чего велел привязать себя к капитанскому мостику. Следует отметить, что в те времена, картина считалась только тогда достойной внимания, если была написана в приглушенных коричневатых красках, как на картинах старых мастеров. Любители живописи носили с собой монокль с желтым фильтром — «стекло Клода Лоррена», чтобы видеть на картинах золотистый налет старины.

Однако Тернер видел мир по-другому. Он активно использовал различные оттенки белого, который, между прочим, тогда считался неприемлемым для картин. Посетив выставку, чувствуешь, что Тернер мечтал показать все разнообразие пейзажа, его возможности и силу выражения самых высоких чувств. Но, кроме того, старался найти все новые возможности изобразительного искусства, кроме экспериментов с оттенками белого, он играл желтым цветом, старался передать его полноту и насыщенность, первым в английской живописи старался передать атмосферные эффекты — сюжетами его работ становились туман, утренняя дымка, клубы дыма от паровоза. Он ценил работы старых мастеров, но искал свой собственный язык живописи. В различные периоды его творчества этот язык менялся. Интересна его манера живописи, когда на одной и той же картине он одновременно пользуется и широкими, раскрепощенными мазками и при этом старается прорисовать до мельчайших подробностей отдельные детали. На выставке были представлены несколько гравюр Тернера. На одной из них в перспективе идут строем солдаты британской армии, но разглядеть их можно только, близко придвинувшись к картине. УильямТернер хотя и был популярен в свое время, однако в 30-е годы 19 века всетаки вышел из моды. Широкую публику часто пугали его работы. Его называли живописцем «золотых видений, великолепных и прекрасных, хоть и не имеющих субстанции». Однако в период своего позднего творчества У. Тернер и не стремился к широкой популярности и творил для будущих поколений, которые действительно оценили его по достоинству. Достаточно взглянуть только на некоторые картины или, скажем, акварели Тернера, которые были представлены на выставке, чтобы понять – основатели и последователи импрессионизма, пожалуй, смотрели на мир глазами Уильяма Тернера.

Наталья Ростова



 


 




Hosted by uCoz