|
Совсем скоро вся страна будет отмечать в очередной раз всенародный праздник День защитника Отечества. По традиции в этот день поздравляют всех представителей мужской части населения не только призывного возраста и не только тех, кто служил в советской или российской армии, но даже и тех, кто старательно скрывается от исполнения воинской повинности и планирует поступать так же и впредь. И хотя говорят, что Россия — страна крайностей и «аршином общим ее не измерить», однако в подобном расширении целевой аудитории Дня защитника Отечества вряд ли есть что-то удивительное — когда бы еще и по какому случаю все девочки, девушки и женщины, имеющие, кстати, «свой собственный» День 8 марта, могли бы поздравить всех мальчиков, юношей и мужчин с чем-нибудь хорошим и выразить пожелания (к которым мы все присоединяемся) счастья, здоровья и мирного неба над головой. Праздник 23 февраля, несмотря на его «всенародность» и симпатии со стороны широких слоев населения, находит и противников, стремящихся открыть людям глаза на его происхождение и вообще показать первые годы советской власти во всем их неприглядном виде. Действительно, официальная версия событий февраля 1918 г., которым обязан появлением День защитника Отечества, оформилась только к 1938 г., когда лично т. Сталин редактируя «Краткий курс истории ВКП(б)», указал, что 23 февраля молодые отряды петроградских рабочих объединились в вооруженные отряды и отразили наступление кайзеровских войск под Нарвой и Псковом. Долгое время после этого советская власть придерживалась именно этой версии и старательно культивировала миф о рождении советской армии. Дело в том, что представители советской исторической науки, когда касались периода до, во время и после революции, и правда оказывалась перед нелегким выбором — либо исказить трактовку событий, подстроить ее под официальную советскую идеологию, либо столкнуться с проблемами еще большего ограничения их свободы. В феврале 1918 г. советская Россия как преемница царской империи все еще находилась в состоянии войны с кайзеровской Германией и ее союзниками, которая была на тот момент самой тяжелой и кровопролитной для нашего народа. Вместе с тем, большевики как раз «сделали себе карьеру» на отрицательном отношении нашего населения к этой войне, которому одинаково надоело и кормить вшей в окопах, и сталкиваться с дефицитом и инфляцией в тылу. Большевики же выступали с идеей остановить несправедливую империалистическую войну, предполагая, что она нужна только капиталистам и военным, но не народам (немцам, австрийцам, русским), которым, вроде как, и делить нечего, кроме своих цепей. В результате, после прихода к власти большевики отказались выполнять обязательства царской России в Первой мировой войне и фактически вышли из войны. Воинские подразделения расформировывались, солдаты отправлялись домой. По расчету большевиков, увидев все это, немецкий пролетариат, сидящий в окопах по другую сторону фронта, повернет оружие против своих командиров, капиталистов, к ним присоединятся австрийские, французские, английские рабочие, а мировая война превратится в мировую революцию. Однако зарубежный пролетариат повел себя, откровенно говоря, по-хамски. Вместо ожидаемого братания немецкие солдаты продолжили воевать на западе и, между прочим, продолжили наступление на востоке, которое было больше похоже на прогулку — ведь царская армия разбежалась по домам и немцы не встречали никакого сопротивления. А французский, английский, американский пролетариат участвовал впоследствии в интервенции и грабежах в нашей стране. Мирные переговоры с кайзеровской Германией шли трудно, поскольку большевики со дня на день ожидали мировой революции, а немцы, видя такие благоприятные для себя обстоятельства (Россия вышла из войны меньше, чем за год до разгрома Германии), пытались приобрести как можно больше земель. Наконец, в феврале переговоры зашли в тупик, когда большевики выдвинули принцип «Не мира, не войны, армию распустить», и немцы двинулись в сторону Петрограда. 23 февраля Совет народных комиссаров выпустил воззвание «Социалистическое отечество в опасности», в котором призывал рабочих и всех преданных делу революции остановить продвижение немцев. При этом декрет о создании Рабоче-крестьянской армии был подписан еще 15(28) января 1918 г. Впрочем, ни тот, ни другой документ не встретили большого отклика у населения нашей страны. Известно, что уже ночью 23 февраля Ленин подписал немецкий ультиматум, мотивируя это отсутствием армии, а 24 февраля немецкий отряд в 100 человек без сопротивления занял Псков. Немцы не встретили сопротивления и под Нарвой, которую они заняли также небольшим отрядом 3 марта. Тогда же был подписан Брест-Литовский, так называемый «похабный» мир, по которому Россия теряла огромное количество наиболее экономически развитых территорий царской империи. И хотя, как выясняется, 23 февраля в качестве праздника советской армии и был выбран практически случайно (как об этом, например, говорил К. Ворошилов), да и в первые недели и месяцы своего существования рабоче-крестьянские отряды не проявили ни героизма, ни отваги, однако попытки полностью развенчать советскую идеологию кажутся еще менее привлекательными. Ведь несмотря на просчеты, ошибки и откровенные провалы советского правительства того времени, ему все-таки удалось хоть что-то сохранить от нашей страны и приложить все усилия, чтобы впоследствии она стала одной из двух сверхдержав мира. Это, кстати, пока не удалось (и вряд ли удастся) тем, кто сейчас излишне критично настроены к советскому прошлому. К тому же 23 февраля давно потерял свою идеологическое содержание, оставшись больше традицией. Ведь этот день является гораздо более привычным для чествования воинов прошлого, настоящего и будущего в нашей стране и бывших союзных республиках, чем 6 мая — День святого Георгия, праздник русских воинов до революции, или 9 декабря, день создания украинской армии.__ .
|
|