Мир радиоуправляемой техники в настоящее время настолько огромен, что, кажется, нет ни одной мало-мальски значимой сферы жизнедеятельности человека, в которой бы отсутствовали те или иные пульты, приемники и не использовались радиоволны или инфракрасное излучение. Передача радиосигналов на расстояние, принцип которой люди освоили не многим больше ста лет назад (а инфракрасное излучение было открыто еще позднее), прочно и основательно вошла в нашу жизнь, и порой трудно представить, как выглядела бы повседневная действительность без столь полезных и необходимых вещей — пультов телевизоров, брелков автосигнализаций и тому подобных продуктов прогресса. Кроме того, трудно было бы представить жизнь детей и подростков достаточно полной и красочной без различных игрушек, которые выполняют команды, посылаемые с помощью радиопультов.

 

Среди всех игрушек, которые могут приобрести родители для своих детей, особое место занимают радиоуправляемые модели самолетов, которые способны не только издавать звук работающего двигателя и мигать бортовыми огнями, но, конечно же, и летать, при чем управлять ими может любой желающий.

Впрочем, радиоуправляемые модели самолетов — это не только игрушки, но и серьезное увлечение многих взрослых людей, которые ценят рев двигателей, крутые виражи, свободу полета, кропотливый труд (если он, конечно, касается конструирования самолетов), но при этом по каким-либо причинам не летают на настоящих самолетах. Первые радиоуправляемые модели летающих аппаратов появились еще в конце 19 в. В одном из музыкальных холлов между залами летали аппараты, похожие на дирижабли и заполненные водородом. Управлялись они с помощью определенных радиосигналов. В 1920 г. министерство обороны Великобритании запустило в воздух моноплан, названный почему-то «Гортань», который управлялся с помощью радиосигналов и который пролетел в общей сложности 160 км. В 1930 г. те же англичане создали радиоуправляемую «Королевскую пчелу», которая была копией одного из тренировочных самолетов британских военно-воздушных сил. Примерно тогда же военные, наконец, осознали, сколько возможностей предоставляют радиоуправляемые самолеты для проведения разведки и для достижения других целей.

Та же «Королевская пчела» или построенные в США беспилотные летательные аппараты, например, использовались в годы Второй мировой войны в качестве самолетовмишеней. Фашистская Германия проводила разработку своих собственных летательных аппаратов, управляемых дистанционно. В разные годы были созданы и радиоуправляемые ракеты, и радиоуправляемые бомбы, и радиоуправляемые самолеты, начиненные взрывчаткой, которые использовались в Средиземном море против американских и английских кораблей. Подобные разработки велись и в нашей стране. После же окончания Второй мировой войны радиоуправляемые модели уже четко разделились на две большие группы — радиоуправляемые модели, предназначенные для военных и общественных целей, и радиоуправляемые модели для отдыха и развлечения. Если говорить о первой группе, то сейчас беспилотные летательные аппараты представляют собой сложные компьютеризированные устройства со специальными компьютерными программами и решают огромный комплекс задач сбора картографических, метеорологических и иных данных, для сбора разведывательной информации, для нанесения точечных и неточечных бомбовых ударов.

Если же говорить о второй группе, то здесь среди радиоуправляемых самолетов можно выделить тренировочные — представляющие собой, как правило, планеры различного типа, которые чаще всего используют для обучения новичков искусству пилотирования, пилотажные — более сложные летательные аппараты, на которых уже можно «ставить» фигуры высшего пилотажа, а также копии и полукопии настоящих самолетов, уменьшенных в несколько раз. Радиоуправляемые самолеты, оснащаются электродвигателями и двигателями внутреннего сгорания, однако иногда встречаются и самолеты с реактивными двигателями, которые вполне могут навести ужас на обывателей своим ревом. Управляются все эти летательные аппараты с помощью особых пультов, которые направляют сигнал посредством радиоволн самолету, заставляя его выполнять различные команды. При этом управление происходит в основном на расстоянии не более 100 м, поскольку именно на этом расстоянии самолет находится в прямой видимости от человека, что позволяет его хоть как-то контролировать. Впрочем, встречаются самолеты, которые управляются посредством телеметрии и миниатюрных камер, закрепленных на фюзеляже самолета.

Управление совершается по 2 или более каналам. Наиболее сложные модели допускают управление по каналам газа, крена, тангажа, курса, пьезогироскопами, закрылками, шасси и др. При этом управление моделью самолета практически ничем не отличается от действий самого настоящего пилота высшего класса. И как говорят, опытные «летчики», управляющие моделями самолетов, ощущения от полета они испытывают не меньшие, чем пилоты истребителей и штурмовиков.

О. Соснин

 

Hosted by uCoz