20 в. стал, пожалуй, самым насыщенным на новые изобретения и настоящие технические прорывы во всех областях человеческой деятельности, благодаря чему человечество занимает все более и более доминирующее положение в окружающей его среде.

Однако, что характерно, человек использует достижения технической мысли не только в военных или рабочих целях. Интересно, что в сфере развлечений с каждым днем появляются все больше новинок, которые призваны разнообразить и скрасить досуг и отдых человека. И особенно это касается портативных музыкальных проигрывателей, которые прошли за небольшой срок эволюцию от громоздких граммофонов с хрупкими пластинками до миниатюрных MP3-плееров с огромными по объему жесткими дисками. Параллельно с граммофонами и патефонами в мире музыкальным проигрывателей происходило развитие магнитофонов. Своим появлением магнитофон обязан изобретению принципа магнитной записи, которую впервые предложил Оберлин Смит в 1888 г., и, как ни странно, прообразу граммофонов — фонографу Эдисона. В то время фонограф, записывающий и воспроизводящий звук со специального цилиндра, пользовался немалой популярностью. Увлекшись новой модой на музыкальные проигрыватели, американец О. Смит предложил совершенно иной способ для записи музыки — магнитный. Он предложил использовать хлопчатобумажную нить, пронизанную стальными опилками, которые при прохождении через провода микрофонной сети должны намагничиваться, «сохраняя» определенные электрические колебания. Впрочем, О. Смит остался всего лишь теоретиком и не реализовал магнитный способ записи звука на практике. Первым, кто создал конструкцию для магнитной записи звука, стал 29-летний датчанин Вальдемар Паульсен, запатентовавший свой аппарат в 1898 г. Работал он на телефонной станции и, вероятно, поэтому назвал свое изобретение телеграфоном. При этом аппарат несколько напоминал фонограф — в нем точно также вращался цилиндр, покрытый, правда, не воском, а стальной проволокой, точнее струной от фортепиано толщиной 0,5 мм. Цилиндр вращался с помощью часового механизма вокруг магнитной головки, «воспроизводящей» звук. При этом, чтобы стереть записанный звук достаточно было несколько раз провести по проволоке сильным магнитом. Однако уже в 1901 г. В. Паульсен создал новый аппарат, который уже напоминал современный магнитофон — звук записывался на стальную ленту, наматывавшуюся через магнитную головку с одной бобины на другую. Прослушивать звук при этом можно было с помощью специальной телефонной трубки. Паульсен создал несколько компаний по производству магнитофонов, однако все они, в конце концов, обанкротились. Производством магнитофонов занимались и другие фирмы, однако конкурентной борьбы с производителями граммофонов они не могли выиграть. Магнитофоны были тяжелее — аппарат фирмы Маркони весил около 100 кг. Веса добавляла стальная проволока, на 2500 км которой можно было записать только 14 часов звука. Кроме того, воспроизводимый звук с магнитной ленты был очень тихим и услышать его можно было только в наушниках, тогда как граммофоны разносили звук «на всю улицу».

Вместе с тем, магнитофоны воспроизводили звук гораздо более чисто и точно, чем граммофоны, поэтому с изобретением различного рода усилителей звука и магнитных носителей, магнитофоны постепенно вышли в лидеры среди музыкальных проигрывателей. Интересно, что первым предложил использовать для записи не стальную проволоку, а пластмассовую гибкую ленту, покрытую магнитным порошком советский инженер Крайчман в 1925 г. Однако только в 1932 г. и уже немецкий изобретатель Пфлеумер стал использовать пластмассовую ленту для магнитофона. Благодаря этому, магнитная лента стоила в 5 раз дешевле, ее можно было склеивать, а не сваривать, да и весила она значительно меньше. В результате, магнитофоны стали использовать, прежде всего, разведчики, возможности которых значительно расширились — достаточно вспомнить «17 мгновений весны», где магнитофоны используют все — от гестаповцев до Штирлица.

Наконец, после окончания Второй мировой войны магнитофоны стали завоевывать симпатии и у частных потребителей — магнитные ленты значительно усовершенствовались, а усилители позволяли воспроизводить звук с такой громкостью, что звенели стекла у соседей. Если в 50-е гг. магнитофоны были еще слишком дороги, то в 60-е гг. они стали доступны каждому. Однако тогда использовалась довольно широкая лента, которая наматывалась на большие бобины, что было не слишком удобно, поскольку для хранения пленки ее требовалось после окончания прослушивания перематывать в начало или в конец.

В 60-е гг. стали появляться дисковые магнитные накопители, которые крутились, как пластинки, в аппаратах, напоминавших граммофоны. Однако в большей степени они нашли применение в ЭВМ (дискеты). В музыкальных же проигрывателях стали использовать кассеты, впервые появившиеся в 1968 г. А через год американец Р. Долби предложил новую систему записи звука, которая использовала высокие частоты и решала проблему шумов.

Тогда же стали совершенствоваться и портативные музыкальные магнитофоны — плееры, которые запросто можно было положить в карман и прослушивать через наушники.

Впоследствии были придуманы новые ленты на хромоксидных и кобальтовых основах, и для более точной и чистой записи звука даже стали использовать особых магнитных бактерий. Затем в конце 1990-х гг. стали говорить о введении качественно нового уровня записи на магнитные носители цифрового, когда магнитные носители стали стремительно исчезать из обихода, а магнитофоны стали повсеместно заменяться на CD и DVD проигрыватели и MP3плееры с жесткими дисками.__

 

Hosted by uCoz