Русские народные музыкальные произведения отличаются мелодичностью, в меру жизнелюбием и грустью, красочностью и полнотой музыкальных тонов и полутонов, яркостью и широтой звучания. Безусловно, большинство русских народных песен вполне можно исполнять и без аккомпанемента, что даже придает определенное своеобразие народной музыке. Однако, музыкальные инструменты настолько тесно связаны с народными песнями, что подчас довольно трудно представить себе те или иные музыкальные произведения без аккомпанемента балалайки или гармошки.

Вместе с тем, гармоника в нашей стране появилась очень даже недавно — немногим больше полутораста лет назад. Да и сами гармоники в их нынешнем виде существуют не больше двухсот лет.

К гармоникам относят инструменты, в которых звук извлекается с помощью проскакивающих металлических язычков, колеблющихся под воздействием воздуха. При этом воздух обычно нагнетается специальными ручными или ножными мехами, вентилятором (органеллы) или просто легкими человека (губная гармоника). Интересно, что одним из древнейших музыкальных инструментов, которые используют основной принцип гармоники — язычковое звукоизвлечение, является шэн, появившийся в Бирме, Китае, Лаосе более двух тысяч лет назад. Он состоял из деревянного корпуса и вделанных в него бамбуковых трубочек, в нижнем конце которых были металлические пластинки с язычками. Шэны существуют до сих пор, на них обычно играют аккордами и могут использовать до 12 тональностей. Известно, что на шэне в 18 в. играл при петербургском дворе музыкант Иоганн Вильде.

Вместе с тем, появлению гармоники предшествовали также и музыкальные инструменты, в которых звук извлекался с помощью мехов. К таким инструментам можно отнести и волынку, и орган, а также кучу других подобных музыкальных устройств. Вместе с тем, пальма первенства в изобретении гармоники обычно отдается (по крайней мере, в нашей стране) чеху Франтишеку Киршнику, жившему в 80-е гг. 18 столетия в России — тому, кто совместил и металлические язычки, и меха для подачи воздуха в орган-позитиве, в котором нагнетание воздуха происходило не горизонтальными, а вертикальными движениями. Чуть позже представители дворянского класса стали целыми партиями закупать подобные инструменты, очевидно, для того, чтобы как-то скрасить свой досуг. Известно, что в 1802 г. некий дворянин Андрей Тургенев восхищался игрой на подобном инструменте некой даровитой барышни, которая исполняла какую-то русскую народную песню, и остался весьма доволен мелодичностью и полнотой звуков.

Вместе с тем, едва появившись в России, гармоники стали сразу усовершенствоваться пытливым русским умом. Особенно в этом отношении отличались тульские оружейные мастера, которые создавали особые гармоники, получившие впоследствии название «гармоник русского строя». В них одни и те же клавиши извлекали различные звуки, в зависимости от того, вдувался или выдувался воздух из гармоники.

Уже в 30–40-е гг. в Тульской губернии стали появляться кустарные производства гармоник, а к середине века производства стали появляться и в других губерниях. Однако отечественный производитель не мог довольствоваться достигнутыми результатами. Гармоника вполне даже играла, вполне была мелодичной. Однако широта русской души требовала большего. Ей хотелось настоящей «свободы звучания». Считается, что различные песенные мотивы в тех или иных российских губерниях, а также стремление найти им достойный аккомпанемент предопределили появление нескольких десятков различных типов гармоник. Так, кроме тульской гармоники, появилась саратовская, в которой добавилась слева дополнительная третья клавиша, а справа еще дополнительные клавиши, увеличивающие диапазон звуков. Кроме того, в саратовской гармонике дополнительно прикрепляли два колокольчика, очевидно, для усиления эффекта музыки. В череповецкой гармонике (черепашках) левые клавиши располагались непосредственно на корпусе, что уменьшало размеры гармошки, а также извлекаемые звуки. В Орловской губернии появились гармоники, в которых при нажатии на одну и ту же клавишу извлекался один и тот же звук, как при вдувании, так и при выдувании воздуха (ливенка).

В сибирской гармоники справа было уже 15 клавиш, а слева 12, располагавшихся в два ряда. Кроме того, совершенствовались материалы, из которых изготавливали гармоники. Однако уже в 19 в. исполнители русских народных песен стали требовать, чтобы гармоники имели полный хроматический звуковой ряд. Русский самородок из тульских рабочих Иван Белобородов, наконец, добился от гармоники полного хроматического строя. Справа располагались 12 черных и 13 белых клавиш, как у фортепиано, а слева 10 больших клавиш басового ряда. В 80–90-е гг. в России появляются венские гармоники, однако они в своем «природном» виде у нас не прижились, поскольку русские «левши» их почти сразу же усовершенствовали и создали «русские венки», с помощью которых при нажатии на одну клавишу басового ряда можно было извлекать сразу несколько звуков. В Ельце Орловской области появились гармоники, которые извлекали звуки от до первой октавы до фа третьей октавы.

Наконец, в 1892 г. в России появляется немецкая гармоника, из которой отечественные мастера сделали первый баян — он мог извлекать звуки четырех октав. С тех пор баяны могут быть трех разновидностей — с готовым аккомпанементом (фиксированными аккордами), с выборным аккомпанементом и готово-выборным аккомпанементом. От баяна же произошел и пиано-аккордеон, или просто аккордеон. От баяна он отличается звучанием (наличием т.н. розлива), а также наличием регистровых переключателей, с помощью которых можно выключать целый диапазон звуков, заставлять аккордеон звучать в унисон в октаву, в две октавы. Кроме того, аккордеоны имеют от 34 до 41 клавиши справа и до 120 клавиш слева.

Благодаря всем этим изобретениям русские народные мелодии, наконец, приобрели себе достойный аккомпанемент.

Н. Ростова

 

Hosted by uCoz