|
Русская литература и поэзия 19 века представлена необычайно большим числом самобытных талантов и поистине одаренных людей. Именно на 19 в. приходится настоящий творческий подъем русской прозы и поэзии, которая достигла таких высот, которых еще не покоряли ни до этого, ни после, и, вероятно, еще не скоро покорят другие служители «литературных» муз. Вместе с тем, покорение вершин в отечественной поэзии происходило не только за счет творчества таких столпов русской поэзии как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, но и многих других русских стихотворцев. Одним из поэтов 19 века, творчество которого занесено в разряд «второстепенной» значимости еще и потому, что сравниться с Пушкиным и Лермонтовым вообще вряд ли кто-то может, является Алексей Константинович Толстой. Родился он 24 августа (5 сентября) 1817 г. в Петербурге в семье, принадлежавшей к старинному и знаменитому роду Толстых. Впрочем, его мать молодая Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа Разумовского, вышла замуж за Константина Петровича Толстого, когда тот уже был в преклонном возрасте. Кроме того, довольно скоро их брак стали раздирать внутренние противоречия, и разрыв произошел очень быстро. Когда Алексею Толстому было только 6 недель от роду, мать и дядя Алексей Алексеевич Перовский, известный в литературе того времени под псевдонимом Антон Погорельский, увезли его в Малороссию. Там Алексей Толстой получил хорошее домашнее образование, а когда ему исполнилось 8 лет, его мать переехала в Петербург. Следует отметить, что уже с ранних лет Алексею Толстому, благодаря одной его фамилии и связям его родственников, была уготована жизнь в самых высших кругах света. По приезде в Петербург друг Перовских Жуковский помог Алексею Толстому быть представленным ко двору — будущему наследнику престола Александру II тогда тоже было всего восемь лет. Сообщается также, что юный Алексей был в числе детей, приходивших для игр к Александру по воскресеньям, благодаря этому еще в детстве у Алексея Толстого появились такие связи, которые помогали ему в течение всей его жизни. Кроме того, в десятилетнем возрасте Алексей с матерью отправляется в поездку заграницу, в течение которой, например, Алексей Толстой посетил не только Италию, но и Германию, где успел посидеть на коленях великого Гете. Впоследствии, Алексей Толстой стал одним из 6 «архивных юношей», состоящих при главном архиве министерства иностранных дел, выдержал экзамен в Московском университете, поступил на службу в канцелярию «его императорского величества» и вообще вел светскую жизнь в России и за рубежом, особенно после того, как дядя оставил ему богатое наследство. Впрочем, следует также отметить, что Алексей Толстой особенно не стремился к новым должностям и светскому признанию. Став флигель-адъютантом при дворе Александра II, он вскоре начал просить об отставке. Более того, имея близкое знакомство с императором Александром II, он не только не пытался им воспользоваться в собственных интересах, но и часто откровенно спорил с самодержцем, язвил по поводу абсолютной власти и дворцовых правил в своих произведениях. Писать он начал достаточно рано — еще в 30-е гг. он написал на французском языке два фантастических рассказа «Семья вурдалака» и «Встреча через 300 лет», а в 1841 г. первым из печати вышло его произведение «Упырь», которое, впрочем, сам Толстой не слишком ценил и при жизни не включал в собрание своих произведений. В 40-е гг. с еще большим интересом обращается к литературе и поэзии. В эти годы у него появляется тесное знакомство с Гоголем, Аксаковым, Анненковым и особенно с Тургеневым, который, кстати, был вызволен из ссылки в 1852 г. благодаря стараниям Толстого. Следующими произведениями Толстого, увидевшими свет, стали уже стихотворения, напечатанные в 1854 г. в «Современнике». С этого времени интерес к Толстому появляется у широкой публики, особенно у той ее части, которая горела идеями славянофильства. Толстой примыкает к кружку в журнале «Современник», в котором создавался литературный образ Козьмы Пруткова. С его непосредственным участием создаются многие сатирические стихотворения, подписанные «Прутковым». Алексей Толстой создает целый ряд лирических произведений, которые буквально пышут оптимизмом и жизнерадостностью, в которых ярко выражено музыкальное начало. Вместе с тем, Алексей Толстой не может считаться поэтом «чистого искусства», которое создается только для «искусства». Алексей Толстой становится автором исторических и былинных поэтических произведений, повествующих и о временах древней Руси, и о временах Ивана Грозного, в которых Толстой сочетает симпатии к язычеству и основы славянофильской идеологии, что придает его творчеству некоторое своеобразие. В этих произведениях Алексей Толстой выражает свою гражданскую позицию, борется с теми идеалами, которые ему претят. Более того, считается, что в области русской исторической драмы Толстому принадлежит прочное второе место, а уступает здесь он только Пушкину.__
|
|