|
Человек, наделенный большими возможностями и разумом, чем любое другое животное на нашей планете, продолжает относиться с некоторой фамильярностью к окружающим его природе и миру. Среди его собратьев довольно долгое время существует предубеждение, что все растения и звери, реки и моря, земля и горы, воздушное и даже космическое пространство предназначены исключительно для удовлетворения его потребностей. В Черную книгу природы, заносят тех животных, которые исчезли с лица земли с 1500 г., то есть с того момента, когда потребности человека приобрели глобальный характер. Одними из животных, занесенные в Черную книгу природы, являются японские хондосский волк и волк Хоккайдо. С самого раннего возраста мы представляем себе волков не иначе, как враждебных себе существ. Признавая за ними роль лесных санитаров, человек, по крайней мере, проживающий на территории Европы, тем не менее, не испытывает особую симпатию к этим животным. Волки не только кусают нерадивых детей, которые ложатся спать не на тот бок, но и наносят серьезный ущерб поголовью крупного и среднего скота, не говоря уже о более мелких домашних животных. Кроме того, встреча с волчьей стаей в зимнем лесу вряд ли может быть приятной даже для наиболее активного члена экологической организации. Однако хондосский волк, который некогда обитал на японских островах Хонсю, Сикоку, Кюсю, представлял собой довольно необычный подвид. Он имел небольшой размер и считался самым маленьким из известных волков в мире. Длина его туловища не превышала 40 см, а вес составлял 5–7 кг. Долгое время шли споры, считать ли этого зверя волком или собакой. Появились даже две основные теории. Согласно, одной из них японский волк происходил от сибирских волков, которые перебрались на Хонсю, Сикоку, Кюсю и Хоккайдо в те времена, когда японские острова еще были соединены с Корейским полуостровом. Со временем этот волк уменьшился в размерах из-за экологической обстановки в доисторической Японии. Другие настаивают, что этот подвид был ничем иным как одичавшей японской «горной собакой». В японском фольклоре волк вообще являлся положительным персонажем. Он помогал бедным, предупреждал о грядущих катастрофах. В традиционной Японии об охоте на волков не могло быть и речи. Однако с течением времени, когда места обитания хондосского волка стали активно заселяться, с появлением здесь фермерских хозяйств, с приходом и утверждением западных традиций и упадком японской культуры, отношение к волку стало меняться. Считается, что хондосский волк исчез из-за эпидемии бешенства, которую завезли на японские острова в 1732 г. Однако и без всякой эпидемии, волк, несмотря на его образ в японском фольклоре, не чувствовал себя вольготно на японском архипелаге и подвергался многочисленным нападениям со стороны людей, не считавших возможным существовать бок о бок с клыкастым созданием, пусть даже и такого небольшого размера. К началу 20 в. имперский суд назначил награду за убийство волка. И на этих животных стали охотиться даже айны — коренное население японских островов, которые вели свою родословную от волка. В 1889 г. были истреблены волки Хоккайдо. Последнего хондосского волка поймали в 1905 г. Все, что от него осталось — несколько чучел в различных музеях мира и восстановленный недавно в Токийском университете его геном. Наташа Ростова__ |
|