Что в имени твоем

 

М осковский метрополитен поражает своим великолепием и масштабом не только людей из глубокой провинции, впервые вступающих на длинные эскалаторы подземки и садящихся в подземные поезда, но и более или менее знакомых с техническим прогрессом жителей крупных городов и даже иностранцев, которые, казалось бы, знакомы с метрополитеном. Хотя в большом количестве крупных городов России есть свои метрополитены, не говоря уже о столицах мира. Московскому метрополитену есть чем удивить своих посетителей. Ни одна станция московской подземки не похожа на другую — если, конечно, не считать некоторых станций Филевской линии, но они ведь находятся над землей. Более того, многие станции в пределах Кольцевой линии да и за ней являются настоящими произведениями искусства и инженерной мысли, которые заставляют уже многие поколения москвичей и гостей столицы широко раскрывать глаза от восторга. Однако руководство московского метрополитена считает, что удивление и восторженные чувства пассажиров нужно не только поддерживать, но еще больше укреплять и другими средствами.

Не так давно в московском метро получила продолжение прежняя идея пускать по линиям именные поезда. Интересно, что первый именной поезд в московском метро появился еще в 1938 году и носил имя Иосифа Сталина. На головном вагоне был выставлен портрет вождя всех народов, под которым значилось название поезда. Поезд этот ходил до середины 60-х годов, когда портрет был снят, буквы закрашены, а сам поезд превратился в обычный состав. Позднее в 80е годы стали появляться новые именные поезда: «Московский комсомолец», «Дзержинец», «Молодогвардеец», «Пионер Кунцева», «Пионер Южный». Имя собственное они получали в связи с различными случаями — например, «Молодогвардеец» и «Гайдаровец» были построены из металлолома, собранного пионерами, «Пионер Кунцева» обслуживался бригадой комсомольцев, которые боролись за экономию электроэнергии и улучшение показателей пассажироперевозок. В 1990-е и 2000-е годы в московском метро можно было встретить именные поезда — «Московское метро — 60 лет», «Московское метро — 70 лет», «Москва — столица Олимпийских игр 2012». К настоящему времени все они уже давно перекрашены.

Однако и сейчас по тоннелям метро ходят именные составы. Самый старый из них — «Народный ополченец», появившийся еще в 1989 году. Ходит он по Замоскворецкой линии и в 2006 году он был обновлен. На стенах вагонов снаружи появились георгиевские ленточки и название поезда, а внутри красочные плакаты о Великой Отечественной войне. 8 мая 2003 года был пущен в эксплуатацию именной поезд «Курская дуга», внутри которого плакаты сообщают о бронепоезде «Московский метрополитен», построенном на средства московского метрополитена в 1943, обслуживавшегося бригадой московского метро и участвовавшего в битве на Курской дуге. Правда, плакаты в вагонах сообщают, что бронепоезд после появления под Курском просуществовал всего несколько дней и в первом же бою был уничтожен. Однако последнему бою бронепоезда была посвящена даже картина, которая недавно была обнаружена в Белгороде.

«Красная стрела» появилась на Сокольнической линии в 2006 году и была посвящена 75-летнему юбилею создания фирменного поезда «Красная стрела», курсирующего между Москвой и Санкт-Петербургом. Вагоны его покрашены в красный цвет, пол — в красно-коричневый, поручни в вагонах — в желтый. Поезд «Акварель» был пущен в 2007 году ко Дню защиты детей. Это целая картинная галерея работ С. Андрияки и его учеников. Поезд состоит из пяти двухсекционных вагонов, каждый из которых оформлен в особой цветовой гамме — серой, вишневой, синей, оливковой, коричневой. Цвета подобраны к конкретным 45 картинам, находящимся внутри вагонов. При этом именной поезд, безусловно, в большей мере приспособлен для любования картинами, нежели для комфортного путешествия большого количества пассажиров — в вагонах — одна сторона предоставлена для сидений, а другая — для размещения картин. И вот, совсем недавно, появился еще один именной поезд «Читающая Москва».

Его главной идеей стало желание создателей, чтобы пассажиры совершая поездку по Москве, одновременно отправлялись бы в путешествие по произведениям детской и юношеской литературы. Первый вагон посвящен русским былинам об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике, Добрыне и Змее, героям народных сказок — Колобку, Царевне-Лягушке, Ивану-Царевичу). Второй вагон посвящен произведениям русских классиков — «Ревизору» Н. Гоголя, «Запискам охотника» И. Тургенева, «Маскараду» М. Лермонтова. Третий вагон навеян природными мотивами, в нем рассказывают о Лягушке-Путешественнице, Серой Шейке. Четвертый вагон напомнит нам об Айболите, Мухе-Цокотухе, Старике Хоттабыче, Незнайке. В пятом вагоне знакомят с Королевством кривых зеркал, Тимуром и его командой. Шестой вагон посвящен зарубежной литературе — А. Экзюпери, М. Твену, Ж. Верну и другим. Расписание движения поездов можно узнать на сайте: www.mosmetro.ru

Ю. Трифонов

 

Hosted by uCoz