|
Молодежь - это ресурс
Романтизм, мечтательность, желание изменить окружающий мир свойственны «молодым-зеленым». Им очень хочется проявить себя, научиться качествам лидера, принимать самостоятельные решения, открыто высказывать собственные суждения, влиять на события и свою жизнь. И логично, и мудро, что Правительство Москвы, депутаты Московской городской Думы последние годы все более активно работают с молодежью. За это время молодежное движение в Москве «проснулось» и стало заметным явлением. Сегодня у молодых москвичей появляется реальный шанс самим решать свои проблемы. Да и поле деятельности огромное — практически все вопросы, связанные с молодежной сферой. В этой связи показательно, что 2009 год указом Президента РФ объявлен Годом молодежи.
Мэр Москвы Юрий Лужков: «Закон «О молодежи» должен быть настроен на различные аспекты в общественных, профессиональных, образовательных, культурных и иных проявлениях, которые возникают в молодежной среде и требуют особого подхода и внимания. Новый закон должен объективно решать вопросы поддержки для того, чтобы каждый молодой москвич имел равные конкурентные условия в своей подготовке к самостоятельной, взрослой жизни». Председатель Мосгордумы Владимир Платонов: «У нас замечательная молодежь, и если ей предоставить самостоятельность, то в рамках гражданского общества она для общего блага сможет свернуть горы. Это наш ресурс. Проблема лишь в отсутствии опыта. Поэтому необходимо поддержать гражданскую активность молодежи, привлечь ее к участию в решении проблем, затрагивающих, прежде всего, интересы молодых москвичей». В Москве проживает 2,7 млн молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 22,4 процента от общей численности населения города. Из них около 1 млн — студенты, 300 тыс. молодых семей, более 38 тыс. молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья. На заседании Оргкомитета Года молодежи в феврале 2009 года премьер-министр России Владимир Путин заявил, что необходимо предоставить молодым людям «надежные социальные гарантии», попросил «представить предложения по совершенствованию законодательства» в сфере молодежной политики. В частности, отметил Путин, «нужно определить более гибкий и постоянный порядок финансовой поддержки детских и молодежных организаций». «Мы должны в полной мере задействовать их потенциал при проведении государственной молодежной политики, — сказал Путин. — Они могут стать важным звеном системы поиска и поддержки инициативной и талантливой молодежи». Молодежные движения являются одной из форм привлечения молодых людей к решению молодежных и общественно значимых проблем. Они возникли в связи с необходимостью заполнить нишу в социальном управлении, которую раньше занимали комсомольские и пионерские структуры. Комсомол, советы молодых специалистов, массовые студенческие профсоюзы не позволяли игнорировать интересы молодежи,помогали молодым гражданам влиять на государственную молодежную политику. В 90-е годы комсомольские структуры распались, и молодые люди оказались «за бортом» общественной жизни. За минувшее десятилетие появилось новое поколение. Каким оно выросло? По данным социологического исследования из полутора тысяч опрошенных — 37 процентов жизненно важной ориентацией считают «стремление достичь успеха». Столичная молодежь довольно высоко оценивает важность качественного высшего образования, как фактор для получения хорошей работы и карьеры. Практически каждый третий стремится к личному совершенствованию. У молодежи преобладают такие традиционные ценности, как здоровье, дружба, общение, семья и дети. А более 45 процентов молодых обладают природным общественным темпераментом и хотели бы участвовать в общественной жизни города. И потому не случайно в конце 2008 года на заседании столичного правительства обсуждалась Концепция проекта закона «О молодежи», представленная Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы. Работа над документом велась давно и серьезно. Поскольку закон «О молодежи» является системообразующим в сфере молодежной политики, Концепция проекта обсуждалась экспертами, специалистами, общественностью, в СМИ, на сайте Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, проведены слушания в Московской городской Думе. Всего было высказано свыше 300 предложений. Новые приоритеты Чем вызвано появление нового документа? В 2004 году, когда Московская городская Дума принимала закон Москвы «О молодежи», это был прогрессивный и современный документ инновационного характера. Но время идет вперед, меняя приоритеты и направления. По мнению экспертов, действующий закон уже во многом не отражает ту ситуацию, которая сложилась в Москве в сфере молодежной политики, не решает самой своей главной цели — воспитание молодежи, а направлен исключительно на оказание социальной помощи молодым гражданам. «За последние три года правительством Москвы принято 14 постановлений, непосредственно связанных с молодежной политикой, реализуются городские целевые программы, — сказала в своем докладе руководитель Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Л.И. Гусева. — Эти документы шагнули дальше действующего закона «О молодежи», расставили новые приоритеты, вышли за рамки прописанных в нем взаимоотношений». В столице появились и успешно работают новые формы самоорганизации молодежи. Кроме Молодежных советов различных видов и уровней, создано Студенческое правительство дублеров, Молодежные палаты при Московской городской Думе и муниципальных Собраниях, Общественная молодежная палата города Москвы. Развивается система студенческого самоуправления в вузах, движение молодежно-студенческих отрядов, отрядов охраны общественного порядка. Проведены два Форума московской молодежи, создана сеть государственных учреждений, ведущих работу с молодежью по различным направлениям. Городская целевая программа «Молодежь Москвы» на 2007-2009 годы определила новый вектор молодежной политики, поставила принципиально другие цели и задачи. «Совокупность всех этих причин диктует необходимость качественного улучшения действующего документа путем внесения значительного количества изменений, — подчеркнула Л.И. Гусева. — Фактически необходимо принимать новый документ». Программные цели Во-первых, будущий закон должен обеспечить для каждого молодого человека равные стартовые возможности. «Основной акцент, который провозглашен в Концепции, — от оказания поддержки к созданию условий для самореализации. Закон не должен развивать у молодого человека иждивенческого настроения. Вместе с тем, безусловно, нельзя полностью отказываться от различных мер поддержки молодежи, и, прежде всего, оказавшихся в сложной жизненной ситуации», — отметила Л.И. Гусева. Это мнение в целом разделяют и молодые парламентарии, хотя высказывают и свои предложения, в частности о том, что в работе с молодежью нужно четко разделять вопросы социальной поддержки молодого поколения и создания условий для его саморазвития. Вторая программная цель документа — защита молодых граждан от деструктивных влияний и негативных проявлений. В новом законе должен найти отражениесовременный социальный заказ по воспитанию молодых москвичей, раскрыты принципы и приоритетные направления этой работы. «Время подтвердило, что борьба с негативными явлениями в молодежной среде напрямую связана с духовно-нравственным воспитанием молодежи, — сказала в своем выступлении заместитель председателя Комиссии Московской городской Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи И.Я. Великанова. — Чтобы в последующем закон действительно эффективно работал в этом направлении, необходимо дать понятие негативных проявлений в молодежной среде, закрепить принципы, критерии отбора организаций, допускаемых к работе с молодежью, четко определить методы и механизмы противодействия и практического воспитания». Третья задача будущего документа, по мнению экспертов, должна быть направлена на развитие инициативы и общественной активности молодежи. Впервые в закон предлагается ввести главу о вовлечении молодежи в экономически активную деятельность, а также ряд принципиально новых статей, предусматривающих государственные услуги в области молодежной политики, развитие молодежного общественного движения, студенческих отрядов и трудовых объединений, помощь в сфере культурного, научно-технического и художественного творчества, поддержку средств массовой информации по программам воспитания молодежи и многое другое. В ходе обсуждения документа прозвучало любопытное заявление Ю.М. Лужкова, который поправил выcказывание Л.И. Гусевой по поводу механизма финансирования молодежной политики. По мнению мэра, правительство должно предоставить молодежи возможность самой управлять теми разделами бюджета, которые относятся к реализации молодежной политики. «Давайте формулу «мы решаем» поменяем на то, что «мы определяем» ресурсы, а право распределять эти ресурсы мы должны предоставить молодежи, — заявил он. — Это не заигрывание и не подыгрывание, это нормальный режим взаимодействия, когда молодежь становится не объектом наших решений, а субъектом наших решений. Просто убежден, что молодежь это сделает лучше, чем любое подразделение, комитет, департаменти чиновник. Это нужно прописать в концепции, в законе». Что даст новый законопроект Важно, что Концепцией проекта закона «О молодежи» предлагается увеличить возрастные границы молодежи. Под это определение будут подпадать молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие, обучающиеся и работающие на территории города. Это позволит расширить состав молодежи как по возрасту (в действующем законе возрастные границы молодежи обозначены от 14 до 28 лет), так и по социальному статусу, охватить новые категории молодежи — молодых специалистов и работающую молодежь, молодых мигрантов и лиц без гражданства, молодые семьи, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, молодежно-студенческие отряды, трудовые объединения молодежи и т.д. Особого подхода потребуют вопросы молодежного парламентаризма, молодежных совещательных структур, созданных при органах власти. Их деятельность, по мнению И.Я. Великановой, также необходимо закрепить законодательно. В ходе обсуждения Концепции депутат Московской городской Думы Т.А. Портнова предложила прописать в документе полномочия органов местного самоуправления в области молодежной политики. Согласно законодательству комплексную реализацию таких полномочий обеспечивают городские органы власти. В то же время органам местного самоуправления уже переданы вопросы организации досуговой и спортивной работы по месту жительства, а они в основном охватывают подростков и молодежь. Поэтому, считает Портнова, надо найти формулировки, позволяющие вовлечь и органы МСУ в реализацию нового закона.
|
|