Стремление детей и подростков играть
во дворе, особенно когда светит яркое майское солнце и шелестят
молодые зеленые листья на деревьях от легкого весеннего ветра,
вполне оправданно. Надо полагать, что игры на свежем воздухе
популярны не только из-за рекомендаций врачей, но и просто потому
что они приносят много положительных эмоций детворе. Тем не менее
сейчас многие дворовые игры давно забыты и часто дети даже не
представляют какими они были интересными.
Мы продолжаем публиковать описание некоторых дворовых игр, в которые
играли наши прабабушки и прадедушки еще до революции 1917 года.
Кошки и мышки
Лучшим местом для этой игры служит просторная площадь вблизи школы,
на открытом воздухе.
В дождливые и холодные дни детям предоставляется в полное
распоряжение одна из классных комнат, просторная и свободная, по
возможности, от мебели.
Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола,
выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли
кошек.
Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг,
в одном месте которого два по соседству находящихся участника
опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых
«ворот», при чем кошкам разрешается проникновение в круг
исключительно через эти «ворота», мышке же, кроме того, еще через
все прочие промежутки, образуемые между детьми.
Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало
поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих более всего
активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для
образования того же круга, при чем им на смену выдвигаются новые
мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудут в этих
ролях.
При этой игре детям предоставляется широкая возможность порезвиться
и побегать на открытом воздухе, что для развития и укрепления их
физических сил имеет громадное значение.
Пятнашки
Игры в пятнашки происходят либо в просторной классной комнате, либо
на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с
4–5 и кончая 25 и более.
Собравшись, дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище
пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за
бегущими по разным направлениям детьми и старается во что бы то ни
стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой.
Пойманный задерживается таким образом и превращается в «пятнашку»,
при этом его имя произносится вовсеуслышанье для того, чтобы
товарищи знали, кого им следует остерегаться.
Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников,
то немедленно передает ему свою роль, переходя сам в группу детей,
спасающихся бегством.
Игру эту следует продолжать до тех пор, пока дети сохранят живой
интерес к ней и не почувствуют себя утомленными.
Игры в пятнашки основаны, главным образом, на движении; их можно
однако разнообразить, вводя различные элементы, например метание
мяча и тому подобное.
Пятнашки с передачей
Дети собираются в каком-нибудь просторном месте по предыдущему,
избирают среди участников так называемую «пятнашку» и бросаются
бежать.
Пятнашка по-прежнему стремится поймать жертву, последняя — и в этом
состоит отличие этой игры от предыдущей — в свою очередь спешит
ответить первому пятнашке, бросающемуся быстро в бегство, тем же, т.
е. реваншироваться.
Ясно, что для того, чтобы цель была вполне достигнута, требуется
большая ловкость от действующйх лиц, старающихся превзойти в этом
отношении друг друга.
В этой игре дети совершают целый ряд правильных физических
упражнений, стараясь не попасть в число пятнашек, кроме того они
изощряются еще в ловкости, развивая в себе постепенно это качество,
если оно им не было присуще раньше.
Пятнашки с мячом
Кроме бега, существенным элементом этой игры является метанье мячом.
Дети по предыдущему распределяют между собой роли, при чем
большинство обращается в бегство, а один из их среды, получивши
прозвище пятнашки, снабжается еще мячом большей или меньшей
величины.
В то время, как дети бегают по разным направлениям, пятнашка
намечает себе жертву и старается во что бы то ни стало настигнуть
ее, запятнав прикосновением мяча.
Потерпевший меняется с ним ролью, и игра продолжается до тех пор,
пока у детей хватит охоты и они не устанут и не потеряют интереса к
начатой игре.
3вери
Местом для игры избирается просторная классная комната или
пространство, прилегающее к школе или дому на открытом воздухе.
На противоположных концах избранное для игры место ограничивают
неширокими полосами.
Одну из них предназначают как бы для дома купца, другую для загона
зверей, остальное пространство, соединяющее эти два отделения, носит
название поля.
Участвующие в этой игре разделяют роли меж собой следующим образом.
Один из них назначается владельцем зверей, другой — покупателем,
остальные участники игры изображают собой различных зверей: слона,
тигра, льва, лисицу и т. п.
При этом все действующие лица устраиваются таким образом, что
покупатель пробирается в огороженный дом, звери уходят в так
называемый загон, а хозяин помещается возле них, как сторож.
В начале игры к хозяину подходит покупатель и осведомляется,
находится ли среди его зверей, например, слон; получив
утвердительный ответ, он спрашивает о цене.
Владелец зверей указывает цену, протягивая в случае согласия
покупателя руку будто бы за деньгами. Вместо денег он получает по
легкому удару, количество которых соответствует количеству рублей,
назначенных за зверя, причем при первом ударе проданный зверь бегом
спасается по направлению к дому покупателя и тотчас, по достижении
его, возвращается в загон.
В то время, как покупатель отсчитал последний удар, зверь должен
добраться до загона, иначе он бросается ему вдогонку, стараясь изо
всех сил поймать его.
В случае успеха, т. е. если покупатель настигнет зверя, он считает
его своим пленником и уводит в свой дом, после чего вновь
отправляется к владельцу для покупки прочих зверей, за которыми он
гонится, затем таким же точно образом, как за первым.
В случае промаха, т. е. если покупателю не удается поймать
купленного зверя, он меняется с ним ролями, при чем зверь
превращается в покупателя, а покупатель присваивает себе название,
которое носил зверь. В таком порядке игра продолжается до тех пор,
пока не будут проданы и пойманы все звери.
В том случае, когда число участников очень велико и для поимки всех
зверей может потребоваться слишком много времени, в течение которого
дети могут сильно утомиться, необходимо тотчас же приостановить
игру, лишь только станет заметно чувство усталости, охватившее
детей, так как в противном случае цель не будет достигнута и дети
вместо удовольствия, получаемого от умеренной игры, почувствуют к
ней отвращение.
Игра в «зверей» также основана на беге, т. е. физических
упражнениях; все остальное — это аксессуары, делающие игру
занимательной.
Лошадки
Для игры удобнее всего пользоваться обширным пространством во дворе
или же просторной классной комнатой. Участников может быть какое
угодно количество.
Дети по росту размещаются на одной линии, в одну шеренгу, и
разделяются, начиная с крайнего, на группы, в состав которой входят
по четыре участника.
Одна из групп носит название коренников и удерживает за собой раз
захваченное место; слева и справа к ним примыкают две группы
пристяжных. В последние группы входят кучера.
После того, как все разместились таким образом, кучера снимают с
себя пояса, продевают их за пояса участников группы коренников,
захватывая оба конца пояса правой рукой таким образом, чтобы пряжка
пояса очутилась между указательным и большим пальцами, а
противоположный конец пояса между средним и указательным пальцами;
благодаря такому захвату пояса пальцами правой руки, представляется
возможность во всякое время быстро вынуть его.
Для большего порядка в игре какой-нибудь из участвующих постарше
избирается «хозяином троек». По сигналу, данному им, «тройки»
начинают выступать, сначала медленно подвигаясь вперед, затем
ускоряя постепенно шаги, пускаются бегом в одном направлении, затем
они постепенно меняют это направление и рассыпаются во все стороны,
по новому приказанию хозяина.
Лишь только «хозяин троек» закричит: «лошади, в разные стороны!»,
кучера немедленно освобождают пояса, переплетенные с поясами
коренников, и освободившиеся лошади быстро бросаются в разные
стороны.
Спустя некоторое время, хозяин вновь командует «кучера, взнуздайте
лошадей!». После этого окрика кучера берут друг друга за руки,
образуя цепь, и начинают двигаться с одного конца комнаты или двора,
служащих местом для игры, в противоположный, загоняя туда также и
лошадей.
Основным элементом этой игры является ходьба и бег и если она
происходит на воздухе, то польза ее для детей очевидна.