Наследие ГенриКа Ибсена

Имя Генрика Ибсена знакомо всему миру. Его пьесы, всегда насыщенные острым психологизмом, затрагивающие серьезные проблемы обыкновенных людей, оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии. Ибсена абсолютно заслуженно называют родоначальником современной драмы, насыщенной коллизиями, с тщательно выстроенной сюжетной структурой, глубоко реалистичной… Как уже было сказано выше, драматург интересовался проблемами простых людей, жизненный выбор и судьба которых, тем не менее, могли быть очень запутанными и противоречивыми. Главными темами его пьес становятся: отношение к власти, к долгу и чести, жизнь художника в обществе, свобода личности, любовь и ненависть и др. Ибсен, как правило, в тексте произведений не дает готовых ответов на вопросы. Читатель или зритель должен сам сформировать свое отношение к затрагиваемым в пьесе проблемам и попытаться (при желании, разумеется) найти на них ответы…
Ибсен родился 20 марта 1828 г. в небольшом норвежском городе Шиене. Будучи страстным защитником идеи национального возрождения и возрождения национальной культуры Норвегии, он, тем не менее, многие годы своей жизни провел вдали от родины. Так, в Риме, в 1866 г. он пишет свою, пожалуй, самую знаменитую пьесу «Пер Гюнт». Поразительно, что пьеса, воспринимающаяся сейчас как образец воплощения норвежской романтики, поначалу критиками была принята далеко не восторженно. Г.Х. Андерсен относил «Пер Гюнта» к числу худших произведений, когда-либо прочитанных им. Возможно, причина в том, что Ибсен и не старался придать пьесе романтический флер: мифологические существа показаны не как добрые, а как злобные и безобразные, изображенные крестьяне также не отличаются благожелательностью. Но, несмотря на критику, пьеса понравилась публике — она и поныне остается одной из самых популярных.
Ибсен создал всего 26 пьес, начиная с драмы «Катилина» (1850) и заканчивая «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1899), его последним произведением. Многочисленные зарубежные постановки свидетельствуют о сохраняющейся актуальности произведений. Любопытно, что в некоторых странах тексты драм из-за их большой противоречивости даже сейчас подвергаются цензуре. Наиболее известные пьесы писателя — «Пер Гюнт» (1867), «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Женщина с моря» (1888), «Гедда Габлер» (1890), «Йон Габриель Боркман» (1896).
На русской сцене пьесы Ибсена ставились довольно часто. «Нора» («Кукольный дом») — одна из первых постановок Ибсена в Москве, увидевшая свет в 1891 г. на сцене Русского драматического театра. Затем были «Воители в Хельгиланде» в Малом театре (1892), «Гедда Габлер» (1899), «Враг народа» (1900) и «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1900) в Московском Художественном академическом театре. В этих постановках блистали такие выдающиеся русские актеры, как Мария Ермолова, Константин Рыбаков, Иван Москвин, Александр Южин и др. Режиссерами-постановщиками почти всех спектаклей этого периода были К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Больше чем за полстолетия были выпущены около 60 спектаклей по пьесам Ибсена в различных городах страны. Вот некоторые из спектаклей, которые сейчас значатся на афишах театров Москвы и Санкт-Петербурга: «Гедда Габлер» (на сцене театра им. Ленсовета, Санкт-Петербург, а также в Москве в театре Армена Джигарханяна и Центре им. Мейерхольда), «Серебряные колокольчики» (в Центральной Академическом театре Российской армии, Москва), «Нора» (в Александрийском театре, Санкт-Петербург).
Драмы Ибсена, написанные в позапрошлом веке, даже сейчас воспринимаются как современные, ведь затрагиваются в них непреходящие человеческие ценности…

Татьяна Мохова



 


 




Hosted by uCoz