|
ПАРОХОДИКИ Совсем недавно в Москве открылся очередной сезон навигации по Москве-реке, а вместе с ним начал работать и, пожалуй, самый необычный вид общественного транспорта столицы — речной пас-сажирский. Безусловно, река Москва, по которой и курсируют городские речные трамвайчики, вообще редко замерзает в течение зимнего периода простоя. Однако сезонность этого общественного транспорта и то, что он работает только поздней весной, летом и ранней осенью, объясняется не столько опасением айсбергов и ледяных полей, сколько желанием обеспечить минимальный уровень комфорта пассажиров. Ведь руководители и капитаны Столичной судоходной компании давно заметили зависимость пассажиропотока в сфере речных трамвайчиков от погоды. Тем не менее, летом, а при теплой погоде весной и осенью речные теплоходы пользуются неизменной популярностью. Как транспортное средство они используются редко, зато это прекрасный способ прогулки и приобретения заряда хорошего настроения. Конечно, пассажирское и грузовое судоходство по реке Москве берет свое начало с древнейших времен — вероятно, с тех самых пор, когда на ее берега впервые пришли люди. Все большое значение в качестве судоходной реки она стала приобретать с развитием города Москвы, и в общем-то значение это не слишком упало в связи с развитием железных дорог в 19 в. и сохраняется даже в наши дни. Особой вехой в истории развития транспортной системы реки Москвы стало учреждение в 1857 году буксирного и пассажирского пароходства по реке Москве от города до впадения в Оку, по Оке и по Волге. Безусловно, учреждение пароходства преследовало цель более масштабных пассажирских и грузовых перевозок по реке Москве, и не только внутри нашего города. Однако с 1857 года начинается отсчет современной транспортной речной системы в московском регионе, целенаправленных и планомерных действий по строительству пристаней, причалов, судоремонтных и судостроительных заводов. Да и вообще с этого момента судовое движение по реке Москве стало более интенсивным и упорядоченным. Небольшие же суда для внутригородских и пригородных пассажирских перевозок, которые в настоящеевремя многие называют речными трамвайчиками, появились в Москве только в 1923 году, когда речное пароходство было уже национализировано, а после Гражданской войны начиналось постепенное восстановление городского хозяйства. Однако Москва не стала первым городом даже в нашей стране, где появились речные трамвайчики. Еще в начале 20 в. в Петербурге, Нижнем Новгороде, Киеве ходили небольшие пассажирские катера-пароходы, перевозившие горожан по рекам. В основном, ими владела Финляндская пароходная компания, поэтому за прообразами современных речных пассажирских судов закрепились названия «финляндчики» и «фильянчики». В Москве же внутригородские и пригородные речные пассажирские перевозки были поставлены на более широкую ногу. В 1933 году было создано Московское пригородное пароходство. К тому времени его флот уже насчитывал более 70 небольших судов, которые бегали не только в черте города, но и связывали его с близлежащими районами. Эти суда, а точнее катера, брали на борт до 100 человек, и в связи с транспортными проблемами Москвы стали достаточно важной частью системы московских пас-сажирских перевозок. С ростом значения речных трамвайчиков стали появляться новые модели, вмещавшие уже до 250 человек, большой популярностью пользовались маршруты Каменный мост — Заозерье и Дорогомиловский мост — АМО (нынешний ЗиЛ). Вполне возможно, что мы бы и сейчас все предпочитали водный транспорт пыльным автобусам и троллейбусам, если бы не строительство в Москве метрополитена, буквально сократившего городские расстояния. Тем не менее в ходе Великой Отечественной войны речной флот Москвы сыграл значительную роль при перевозке военных грузов и эвакуации населения. После войны на реке Москве появились новые речные трамвайчики. В 1948 году в рейс вышли «Москвичи», а чуть позднее теплоходы «Москва», которые используются до сих пор. Однако в качестве транспорта они служили и служат до сих пор в большей степени на пригородных направлениях и в основном в сторону севера. В настоящее время водные трамвайчики курсируют от пристаней у Новоспасского моста, Воробьевых гор, Парка культуры, Большого Каменного моста, Большого Устьинского моста, маршруты проложены также в Коломенское. И хотя в последнее время городские власти все больше говорят о незаслуженно забытых возможностях водного транспорта в деле пассажирских перевозок, речные трамвайчики все-таки в большей степени приспособлены для неторопливых прогулок по реке Москве. Эти теплоходы редко развивают скорость больше 35 км/ч, а протяженность реки Москвы, часто изгибающейся в черте города, составляет больше 100 км. При этом следует учитывать, что пристаней в Москве не так уж много, а уж пристаней, находящихся недалеко, например, от станций метрополитена вообще практически нет. Тем не менее, речные трамвайчики, особенно в жаркую солнечную погоду, приобретают особую славу в качестве транспортных средств для веселого отдыха и прогулок. Юрий Трифонов .
|
|