Казалось бы, любая музыка в основе своей имеет гамму, состоящую всего из семи нот. В хроматической гамме можно найти пять тонов и шесть полутонов. Однако какое разнообразие и какую красоту они могут создавать в талантливых и умелых руках музыкантов. Какие чарующие и прекрасные мелодии могут создавать с помощью их гении музыкального мира. Более того, музыка сопровождает человечество многие века и даже многие тысячелетия, и все это время наполнено тяжелым и кропотливым, но благородным и благодарным трудом многих тысяч композиторов, творчество которых продолжает приносить радость и гармонию в человеческую жизнь.

Одним из величайших композиторов всех времен и народов является Антонио Лючия Вивальди, родившийся в Венеции 4 марта 1678 г.

Что интересно, на свет Антонио — первенец своих родителей, появился семимесячным, что, впрочем, не сказалось отрицательно на его будущих музыкальных способностях. Родился он таким слабеньким, что всем присутствовавшим при родах показалось, что он долго не проживет, поэтому крестила его повивальная бабка. Кроме того, Антонио Вивальди — единственный из детей в своей семье, кто занимался музыкой и вообще имел причастность к музыкальному миру. Отец его был парикмахером, цирюльниками же стали и младшие братья Антонио.

Впрочем, отец Антонио также играл в церковном оркестре собора св. Марка, и уже в 8 лет юный Вивальди время от времени заменял его.

Первым учителем Антонио стал известный скрипач-виртуоз Дж. Батиста, уроки Антонио брал также у Дж. Легренци, А. Корелли. И уже в возрасте 13 лет Антонио сочинил свое первое произведение.

Впрочем, уже в 15 лет Антонио избрал путь священнослужителя — получил тонзуру и звание «вратаря» — низшее звание в иерархии церковных должностей, в частности, Вивальди должен был открывать врата алтаря. Возможно, что это выбор предопределила деятельность его отца в церковном оркестре. Впрочем, несмотря на это музыка занимала одно из основных мест в его жизни. И еще до получения сана священника Вивальди стал известным скрипачом-виртуозом, а в 1703 г. он был приглашен в одну из венецианских консерваторий, а точнее приют, в котором он должен был обучать музыке девочек-сирот. Тогда же Вивальди отслужил свою первую мессу. За свой цвет волос Вивальди получил в своем приходе прозвище «рыжий священник». Однако своими церковными обязанностями Вивальди, судя по всему, мог и пренебрегать. Так, например, однажды некая графиня заказала ему 90 заутреней, однако Вивальди отслужил только половину из них, отказавшись под предлогом нездоровья. Зато Антонио становился все более и более известным музыкантом-исполнителем.

Кроме того, работая в приюте над музыкальным образованием девочек, Вивальди, как и другие педагоги того времени, должен был сочинять огромное количество музыкальных произведений. Кроме того, он руководил хором, дирижировал концертами и очень скоро консерватория, в которой он работал, стала пользоваться большим уважением.

Вивальди стал приобретать широкую известность далеко за пределами Венеции — знатные иностранцы, посещавшие этот город, считали обязательным пунктом своей программы побывать на концерте итальянского композитора. Еще в 1709 г. его творениями восторгался датский король, которому Вивальди посвятил одну из своих сонат. Его музыкой восхищался Жан Жак Руссо. Вивальди часто отправлялся за рубеж в творческие командировки, но всегда неизменно возвращался в родную Венецию и свою консерваторию.

Популярность Антонио Вивальди приносили программные произведения, которых он сочинил 28, в частности, знаменитые «Времена года». К тому же он сам считался скрипачом-виртуозом и его игрой заслушивались во многих городах Европы, где он выступал с концертами. Впрочем, во время одних гастролей Вивальди увлекся оперной певицей Анной Жиро, которая впоследствии вместе со своей сестрой стала сопровождать итальянского композитора во всех его поездках. Эта связь, естественно, была недопустимой для сана священника, который он имел.

Все это привело к тому, что в 1737 г. Вивальди был запрещен въезд в папскую область, что было по тем временам настоящим позором.

Наконец, в 1740 г., когда работоспособность и творчество Вивальди продолжали изумлять европейцев, в Венеции музыку Антонио стали считать устаревшей и немодной. Антонио покинул Венецию и отправился в Вену, где в то время было крайне неспокойно. Дошло до того, что, готовясь к путешествию, Антонио распродал все свои музыкальные произведения по дукату за штуку. Однако, приехав в Вену, Вивальди оказался там никому не нужным, а в 1741 г. после смерти он был похоронен на кладбище бедняков.

На довольно длительное время имя Вивальди было забыто. Разве только И.С. Бах сделал несколько транскрипций произведений итальянского композитора. Однако в то время только гений классической музыки мог понять истинное величие Антонио.

Однако в 20 в. творчество Вивальди ждало возрождение. Были переизданы практически все его произведения, и мир вспомнил о гении итальянского мастера. За свою жизнь Вивальди создал более 500 концертов, 100 сонат и множество других произведений.

Особый интерес у Вивальди вызывало оперное искусство, первую оперу он сочинил в 1728 г., всего же он создал более 90 опер. Однако до сих пор они не пользуются особой популярностью, и за исключением «Неистового Роланда» не ставятся на широкой оперной сцене. Вивальди создал новый жанр сольного инструментального концерта, установил трехчастную структуру для «кончерто гроссо», внес вклад в развитие скрипичной виртуозной игры, а его произведения, наполненные драматизмом и сочностью красок, остаются одной из самых ярких страниц музыки.__

.

 

Hosted by uCoz