|
При нынешнем разнообразии продовольственных товаров, от которых буквально ломятся магазинные прилавки, при современном продуктовом изобилии, и часто дело доходит до того, что на городские мусорные свалки вывозятся тонны испорченных или несъеденных пищевых припасов, трудно представить себе, что когда-то основой рациона русского человека являлся обычный черный хлеб. К нему наши далекие предки испытывали чувства, преисполненные глубокого уважения. К выращиванию, приготовлению, хранению хлеба относились очень бережно, выбросить хлеб, играть или, скажем, пинать его ногами считалось кощунственным. С хлебом связано огромное количество различных пословиц и поговорок, в которых проявляется особая роль, отводившаяся этому продукту не только на столе крестьянина, но и в его жизни. Хлеб батюшка, водица матушка. Рыба вода, ягода трава, а хлеб всему голова. Хлебушка калачу дедушка (ржаной пшеничному). Ел бы богач деньги, кабы его убогий хлебом не кормил! От хлеба хлеба не ищут. Хлеб греет, не шуба. Не держи денег в узлу, держи хлеб в углу. Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом. И пес перед хлебом смиряется. Не дорог виноград терский, дорог хлеб деревенский: немного укусишь, а полон рот нажуешь! Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай. Хлеб на стол, и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска! Хлеб кажется обыденным и до крайности простым продуктом — конечно, это не черная икра и не экзотические морепродукты. Вместе с тем, приготовить хлеб самостоятельно чрезвычайно сложно. И вполне возможно, что еще и эта сложная технология выращивания и приготовления хлеба добавляли этому продукту особое уважение среди различных слоев населения. Пшеницу или рожь нужно не только вырастить — а для этого вспахать многие гектары земли, засеять их не раньше и не позже положенного срока, следить за метеоусловиями, беречь взошедшие колоски, аккуратно собрать их, опасаясь при этом дождей, но и особым способом переработать зерна в муку. Сейчас, например, прежде чем превратиться в муку, зерно проходит более 5 км в современных мельницах. Затем муку необходимо смешать с водой для получения теста, а уже это тесто необходимо «заквасить». Интересно, что для заквашивания теста человечество научилось использовать различные способы. Для этого дела применяют и бактерии, парящие в воздухе, когда тесто просто оставляют на какое-то время открытым, и вино, и пиво, и виноградный сок. Сейчас же для закваски чаще всего используют дрожжи — одноклеточные грибы сосуществующие вместе с молочнокислыми бактериями, пищевую соду или разрыхлитель. Наконец, хлеб нужно еще и уметь испечь — он не должен быть слишком пережаренным и сухим, однако при этом он не должен быть слишком «прозрачным» и влажным — ведь, как известно, самое вкусное в хлебе — хрустящая свежая корочка. Известно, что хлеб научились готовить еще в эпоху неолита и он присутствует в культуре многих народов мира. В Средние века во всей Европе хлебом питались не только простолюдины, но и знатные люди. Даже богачи использовали черствый хлеб в качестве тарелок, на которые клали мясо, рыбу, а потом, когда эти «тарелки» пропитывались соками, съедали их. Да и впоследствии хлеб ценился на вес золота — например, в годы Гражданской войны в Киеве выпускали денежные знаки номиналом в один пуд хлеба. Впрочем, сейчас трудно встретить не только уважительное отношение к хлебу, но даже и сам хлеб хорошего качества. А настоящий ржаной хлеб вообще можно купить лишь в нескольких магазинах Москвы. .
|
|