В 1935 году появилась интересная идея
использовать на улицах Москвы двухэтажные троллейбусы. Говорят, что
такая мысль пришла в голову Н. Хрущеву, когда он однажды
просматривал английскую кинохронику. В Англии такие троллейбусы
пользовались достаточной популярностью, и кроме эстетического
удовольствия, которое двухэтажная махина могла доставлять
окружающим, они имели и хорошее преимущество в своей повышенной
пассажировместимости. Идея показалась удачной, и тогда же был
закуплен один такой троллейбус у английской фирмы «ЕЕС».
Когда новинку, наконец, привезли в Советский Союз отечественные
инженеры принялись за дело — попытались повторить английскую машину
в своих собственных разработках. Первый отечественный двухэтажный
троллейбус был изготовлен 22 июня 1938 года, а уже 26 июня вышел на
улицы Москвы навстречу своим пассажирам. В отличие от англичанина
кабина в нем располагалась слева, двери для пассажиров, которых
стало две — для выхода и входа, справа, и ростом он был несколько
ниже. Для тех времен ЯТБ-3 (такое наименование получил отечественный
двухэтажный троллейбус) был самым ярким представителем передовой
техники, за исключением военных машин, которые в нашей стране вообще
всегда превосходили гражданские. Его кузов был цельнометаллическим с
каркасом из труб прямоугольного сечения, что было более долговечно,
по сравнению с деревянными кузовами. Тормоза были двойные —
пневматические и трансмиссионные, двери четырехстворчатые. Особое
внимание уделили комфорту пассажиров — сидения были мягкими, обитыми
ковровыми дорожками, существовали вентиляция и отопление салона.
Всего в салоне на первом и на втором этажах могли разместиться 78
пассажиров на сидениях и 28 пассажиров в проходе первого этажа.
Троллейбус был достаточно маневренным и быстроходным — до 55 км в
час. Правда, при эксплуатации выявились недостатки ЯТБ-3. Контактная
сеть предназначалась для одноэтажных троллейбусов, для новинки ее
пришлось поднять на метр от площади Свердлова до Коптева — по всему
маршруту следования. Из-за этого обычные троллейбусы едва
дотягивались своими штангами до проводов и при малейшем движении в
сторону отсоединялись от сети. Удлиненные штанги не придали им
большей поворотливости.
Двухэтажные троллейбусы имели низкие потолки — на первом этаже — 178
см, на втором — 176 см, что было, конечно же, не очень удобно для
рослых людей. Тем более, что центр тяжести троллейбуса был
расположен высоко и при обычной поездке по улицам он раскачивался и
подпрыгивал, естественно, принуждая пассажиров, особенно стоячих
двигаться с ним в общем ритме.
Заполняться троллейбус должен был по строгим правилам — сначала
сидячие места первого этажа, затем второго и только потом стоячие
места первого этажа — для того, чтобы машина просто не
перевернулась. Однако в часы пик в Москве это правило соблюдалось
редко даже при том, что над входной дверью имелось включавшееся в
случае необходимости табло «Свободных мест нет», тем более что не
только дети, но и взрослые норовили, прежде всего, забраться на
второй этаж для обозрения окрестностей, предпочитая его первому.
Зимой же машина становилась гораздо менее управляемой, лестница на
второй этаж заледеневала и грозила пассажирам всяческими травмами.
Однако при всем при этом двухэтажный троллейбус пользовался огромным
интересом и популярностью у москвичей и гостей столицы, был своего
рода достопримечательностью. И хотя их было всего 10 штук, и они
ходили только по одному маршруту, при съемках каждой довоенной
картины про московскую жизнь операторы старались поймать в кадр
именно ЯТБ-3.
В 1939 году завод прекратил производство двухэтажных троллейбусов,
практически их все сняли с маршрутов, а в 1941 году собирались
демонтировать последние три экземпляра.
После же начала Великой Отечественной войны практически весь
городской общественный транспорт был отдан для военных нужд.
Небольшая часть трамваев, троллейбусов, автобусов продолжали
перевозить пассажиров, все же остальные машины участвовали в войне,
были переделаны в грузовики и транспортировали военные грузы и
перебрасывали войска.
Пассажирского транспорта в Москве осталось немного. При эвакуации в
срочном порядке из Москвы заводов, фабрик, учреждений старались
вывезти вообще все ценное, что находилось в городе, в том числе и
троллейбусы. Между прочим, немцы не брезговали ни чем, хватали и
увозили в Германию буквально все, чем можно было поживиться в
захваченных городах, а что не могли увезти, то взрывали и выводили
из строя. Очень скоро после взятия Киева фашисты вывезли все
городские троллейбусы и несколько сотен километров медных проводов
контактной сети, и открыли троллейбусное сообщение в Кенигсберге и
других городах Третьего Рейха. Уже после войны один из прежних
водителей киевских троллейбусов был несказанно рад и даже
прослезился, встретив свою машину на улицах Познани.
Благодаря же эвакуации московского транспорта в военные годы с
помощью москвичей было открыто троллейбусное сообщение в Куйбышеве,
Челябинске, Свердловске и других городах. А двухэтажные троллейбусы
заминировали на случай вторжения в Москву врага. Даже если бы их
захотели эвакуировать, их габариты были настолько большими, что
железнодорожники наотрез отказывались их перевозить, объясняя свой
протест тем, что железные великаны могут запросто раскурочить
платформы. Когда первый двухэтажный троллейбус английского образца
привезли в СССР, его сначала буксировали по дороге, а затем
погрузили на речной транспорт. В условиях войны это было трудно
сделать. Зато когда немцы были отброшены от Москвы, оказалось что
разминированные ЯТБ-3 чуть ли не единственные оставшиеся машины
транспортного хозяйства столицы.
После войны двухэтажные троллейбусы, которые вообще в 1941 году
собирались отправить на металлолом, служили для перевозки
пассажиров. Даже после войны нехватка пассажирского транспорта была
большой. Известно, что на помощь войскам осенью 1941 года
отправились в последний рейс под Калинин более 1000 автобусов, из
которого возвратился только один их командир. Эвакуированные же
троллейбусы, видимо, так пришлись по вкусу в отдаленных городах
нашей Родины, что местные власти приняли многие из них в качестве
подарка и оставили себе. Домой вернулись только 50 машин. Множество
машин пассажирского транспорта погибли под бомбежками и в военных
операциях, другие из-за отсутствия ремонта ломались и выходили из
строя. Только поэтому добротные двухэтажные троллейбусы продолжали
радовать глаз москвичей до 1953 года, когда транспортное хозяйство
Москвы уже полностью оправилось от военных лет, пополнившись новыми
машинами.
Н. Ростова
Продолжение следует.