Для многих ребят велосипед является не просто средством передвижения. Можно придумать много интересных игр, для участия в которых велосипед — незаменимая вещь. Летние месяцы — лучшее время для велосипедистов. Но еще раньше, как только тает снег, на улицах появляются ребята, которым не терпится выпустить на волю свой велосипед и свою фантазию. Дети участвуют в захватывающих погонях за «бандитами», «настоящих» гонках-соревнованиях, воображают себя водителями «автобусов», «троллейбусов» и «такси». Обладание велосипедом дает его хозяину уважение и почет со стороны окружающих сверстников. «Железный конь» дарит «всаднику» чувство уверенности и придает не только смелость, но и рассудительность. У велосипедистов есть много преимуществ перед пешеходами, но главными из них являются возможность быстро преодолеть нужное расстояние и, конечно же, несомненная польза езды на велосипеде для здоровья езды.
ИСТОРИЯ
ВЕЛОСИПЕДА
Считается, что название «велосипед» появилось почти 200 лет назад. В 1817 году Карл Фридрих барон фон Драйс, баварский лесничий так назвал свое изобретение — самокат с седлом и рулем, который управлял поворотным передним колесом. Слово «велосипед» он образовал от латинских слов «быстрый» и «ноги». Действительно, едва показав свое изобретение публике, барон сел на велосипед и обогнал почтовую карету, которая в те времена считалась одним из самых быстрых средств передвижения. Фон Драйс пробежал — ведь на его «велосипеде» не было педалей и для движения приходилось отталкиваться ногами от земли — 70 километров за 4 часа.
Тем не менее фон Драйс подарил миру только название велосипеда и поворотное колесо. Сама же идея «быстронога» появилась до него. В работах гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи имелся проект велосипеда. Он был деревянным, колеса вращались механизмом, похожим на тот, который использовался в механических швейных машинках с ножным управлением. Увидеть его любой желающий может на выставке работ «Леонардо да Винчи» в ГУМе. В 17 веке в Европе выпускались трехколесные велосипеды. Привести их в движение можно было с помощью педалей, прочно прикрепленных к огромному переднему колесу. Человек располагался в сидении на высоте в 2 метра и имел большой риск свалиться вниз и получить травму. Кроме того, трехколесные велосипеды были очень опасны при спусках с пригорков — тормоза у велосипеда появились только в 1853 году. Считается, что первый отечественный велосипед был сделан у нас в 1801 году. В «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии», который был издан в 1910 году, говорится о неком мастеровом уральских заводов Артамонове, бегавшем на своем изобретении. У железной конструкции были руль, педали и седло, ведущее переднее колесо было высотой в человеческий рост.
Только в 1870-х годах появились велосипеды, имеющие современный вид. Г. Бейтс из английского города Кройдена создал первый велосипед с приводом на заднее колесо. «Летучий голландец», как его назвал сам изобретатель имел два одинаковых по размеру колеса, а также привод — шнур от педалей до заднего колеса. Цепной привод на велосипеде появился в 1879 году.
До 1889 года велосипедисты чувствовали себя при езде гораздо менее комфортно, чем сейчас. К ободу колес приклеивали тонкий слой резины, но даже при этом ездоки чувствовали все неровности дороги. Шотландец Дж. Данлоп пожалел однажды своего сына, испытывавшего явные неудобства при тряске на велосипеде, и решил усовершенствовать конструкцию колеса. Он отрезал кусок обыкновенного садового шланга, прикрепил его к ободу колеса и залил внутрь воду. Определенный комфорт при езде, безусловно, появился, но колеса стали настолько тяжелыми, что даже сам изобретатель велосипедной шины с трудом мог сдвинуть «бицикл» с места. Вентиль в шине и воздушный насос, изобретенные Дж. Данлопом позволили закачать в шины воздух вместо воды. Позднее были изобретены механизмы переключения скоростей и торможения цепью заднего колеса.
На начало 20 века приходится пик популярности велосипеда. Причем с производства велосипедов начинали многие известные впоследствии авто- и мотопроизводители: Г. Даймлер, Б. Харлей и А. Дэвидсон. Его пытались использовать для пассажирских перевозок, полетов в воздухе, даже для сельско-хозяйственных работ. Правда, глубина вспашки земли была невелика, однако велосипед с успехом использовали как своего рода культиватор.
В наше время велосипед является спортивным снарядом и средством передвижения, при чем не только по земле, но и на воде, под водой и в воздухе. На катамаранах, безусловно, катались большинство из нас и представляют его устройство. Примерно такой же принцип работы и у подводного, и у воздушного велосипедов. Педали через цепь приводят в движение лопасти винта или пропеллера, с помощью которых можно совершать подводные и воздушные путешествия.
Тем не менее, основное предназначение велосипеда — это все-таки передвижение по суше.
НАШЕ ВРЕМЯ
Сегодня велосипеды разделены на несколько типов, кроме того, появился целый ряд усовершенствований конструкции вековой давности.
На шоссе, грунтовых дорогах, пересеченной местности, городских улицах и на спортивных площадках можно встретить гоночно-шоссейные, трековые, туристские, горные, смешанные горно-туристские, дорожные и специальные велосипеды.
Шоссейные велосипеды используются в основном для гонок по хорошим асфальтированным дорогам. По весу они самые легкие, весят около 9 килограмм, чтобы облегчить их конструкцию даже тормозные рычаги и цепные звездочки делают со сквозными отверстиями. Благодаря малому расстоянию между осями колес и малому выносу переднего колеса, шоссейные велосипеды отличаются высокой маневренностью и легкостью в управлении. Тем не менее переключение передач на них отличается от других велосипедов, и они рассчитаны на физически подготовленного спортсмена. Руль велосипеда расположен достаточно низко, для уменьшения сопротивления воздуха. В некоторых гоночных велосипедах используется специальный руль, на котором спортсмен может разместить свои локти. Кроме того, колеса у таких велосипедов, так же как и сидения, чрезвычайно узкие, что положительно сказывается на скорости движения, но уменьшает комфорт велосипедиста.
Трековые велосипеды также предназначены для гонок, но уже в закрытых помещениях. Они имеют самую легкую конструкцию, в них отсутствуют передачи и тормоза.
Одними из самых удобных велосипедов являются туристские велосипеды. Созданы они специально для любителей долгих путешествий. Их легкие рамы обычно делают из алюминиевого сплава. Их колеса достаточно широкие, а передаточные отношения низки для устойчивости велосипеда, а также для удобства преодоления различных возвышенностей велосипедистами, нагруженными тяжелыми туристскими рюкзаками. Педали велосипедов обычно оборудуются туклипсами, на раме и под седлом предусмотрены места для крепления сумок и бутылок для воды.
Горный велосипед имеет очень широкие обода колес и толстые шины, с пониженным давлением воздуха и крупным рельефным протектором. Для езды по сильно пересеченной местности на горных велосипедах устанавливаются специальные амортизаторы, а также механизмы переключения передач с числом скоростей более 20. Горные велосипеды идеальны для бездорожья, а на прямых асфальтовых дорогах требуют от велосипедиста больших усилий и настоящего мастерства.
В последнее время популярными стали смешанные горно-туристские велосипеды, в которых сочетаются крупный протектор шин со средней шириной ободов колес, амортизаторы, большое количество скоростей с удобным сидением и креплениями для багажных сумок. Многие считают, что такие велосипеды имеют идеальную и универсальную конструкцию и подходят для поездок по любой дороге, а также по бездорожью. Иногда такие велосипеды называют городскими или пригородными.
Дорожные велосипеды имеют 1, 3 или 5 передач, их вес обычно составляет более 14 килограмм, седло мягкое и широкое, а руль изогнут для максимального удобства велосипедиста. Такие велосипеды обычно выдают напрокат. На Западе на них передвигаются сельские почтальоны и полицейские. Многие детские велосипеды имеют конструкцию дорожных велосипедов.
Существует также множество специальных велосипедов. К ним относятся двухместные и многоместные велосипеды, мотокроссовые велосипеды с шириной шин до 500 мм, фристайловые велосипеды, созданные для воздушной акробатики, складные велосипеды.
При покупке велосипеда следует обратить внимание не только на его тип, но и на некоторые детали его конструкции.
КАК ВЫБРАТЬ
ВЕЛОСИПЕД?
Высота рамы велосипеда должна соответствовать вашему росту. В целом, она должна быть ниже вашего пояса, а длина должна позволять вам дотянуться до руля даже согнутыми в локтях руками. Кроме того, рамы различаются по материалу, из которых они изготовлены. Самыми тяжелыми, непрочными и дешевыми являются стальные рамы (Hi-ten). Далее идут рамы, сделанные из хром-молибденового сплава (Cro-mol). Наиболее распространенным металлом, из которого делают рамы велосипедов, является алюминий. Рамы из этого металла являются наиболее оптимальными для покупки. Специалисты рекомендуют покупать алюминиевые рамы с маркировкой 6061. Рамы из титанового сплава являются наиболее прочными из всех, но и одними из самых тяжелых и дорогих. Магний — еще один металл, из которого производят прочные, легкие, но дорогие рамы.
На дешевых велосипедах седла обычно не очень удобные и комфортные. Тем не менее если вы покупаете «железного друга» в большом магазине, всегда есть возможность сразу же заменить дешевое и неудобное седло на более совершенное, более широкое или более мягкое. Лучшими считаются седла с пружинными вставками и гелевым наполнителем. Обычно седло можно регулировать по высоте. Для максимально удобной и комфортной езды седло необходимо установить на такую высоту, чтобы сидя можно было достать стопой вытянутой ноги до педали, находящейся в нижнем положении.
Чем больше колеса, тем большее расстояние и с меньшими усилиями можно преодолеть на велосипеде. Обычное количество спиц в велосипеде — 32. Однако для людей с большим весом, а также для горных велосипедов следует выбирать колеса с 36 спицами. Гладкий рисунок протектора идеально подходит для езды по хорошей сухой асфальтированной дороге. Для грунтовых дорог, для пересеченной местности больше подходят шины с глубоким и рельефным протектором.
В последнее время часто на улицах города можно встретить велосипеды, оборудованные передними и задними амортизаторами. Раньше амортизаторы ставили в основном на горные велосипеды для снижения ударов и толчков о неровности местности. Позднее передние амортизаторы в виде вилки появились и на смешанных горно-туристских велосипедах. В целом, амортизаторы действительно помогают велосипедисту чувствовать себя гораздо более комфортно при езде по пересеченной местности и грунтовым дорогам. Но на асфальте велосипеды с амортизаторами не дают велосипедисту никаких преимуществ, даже наоборот, «двухподвесы» («full suspension» — велосипеды с передней амортизационной вилкой и амортизатором под сидением) — хуже управляются и на них трудно набирать скорость. Если вы все же решили покупать велосипед с амортизатором и не планируете при этом использовать его только для езды по сильно пересеченной местности, то опытные велосипедисты советуют покупать велосипеды типа «хардтейл» («hardtail») — с одной передней амортизационной вилкой. Существуют три типа амортизаторов: пружинные — самые дешевые и ненадежные, воздушные и масляные, которые являются более надежными, но дорогими.
Переключатели скоростей устанавливаются на руле. На большинстве велосипедов можно встретить либо переключатели скоростей, выполненные в виде поворотных колец, либо в виде рычажков. Выбор той или иной системы зависит от вашего собственного представления о комфорте. Кроме того, удобство езды на велосипеде на прямую зависит от качества механизма переключения передач. Лучшими при этом считаются «велосипедные коробки передач» XTR, Deore, Nexave.
Для дорожных велосипедов характерны ножные тормоза, то есть, чтобы остановиться, нужно провернуть педали в обратную сторону. Однако в последнее время на большинстве велосипедов устанавливают ручные тормоза на передние и задние колеса. Включение тормозов происходит за счет тросиков или за счет жидкости. Сами тормоза могут быть в виде колодок, либо в виде дисков. Гидравлические дисковые тормоза считаются самыми надежными, но стоят они много дороже тормозных колодок и, главным образом, необходимы для тех людей, которые серьезно занимаются велосипедным спортом. Для прогулок и повседневного катания на велосипеде вполне подходят тормозные колодки с тросовым приводом.
Кроме того, покупая велосипед, имеет смысл сразу же приобрести дополнительные аксессуары — инструмент, насос, велокомпьютер, передний и задний фонари, возможно, велошлем.
Покупать велосипед следует только в специализированных веломагазинах. В них вы найдете более широкий ассортимент товаров, цены на которые ниже, чем в обычных спортивных магазинах, а также сможете подробно расспросить продавца о понравившейся вам модели. Выбирая велосипед, вы должны исходить из суммы, которую можете потратить на покупку, из того, как часто и как долго в течение дня вы будете пользоваться велосипедом, где вы будете ездить, есть ли у вас опыт езды на нем, будете ли вы переоснащать свой велосипед в будущем. Покупая велосипед вы должны выбрать подходящий своему росту размер велосипеда, попробовать велосипед в действии, узнать о гарантии на велосипед и его аксессуары, узнать о сервисном ремонте, а также выяснить, как работают те или иные механизмы велосипеда. Помните, что продавец обязан проверить велосипед и его аксессуары в вашем присутствии, устранить недостатки или заменить товар.
Хороший велосипед тот, который в полной мере отвечает вашему вкусу, потребностям и представлениям о комфорте.
А. Соснин