В этом году москвичам и гостям столицы представилась уникальная возможность своими глазами увидеть многие шедевры французского искусства второй половины 19 — начала 20 вв. Дело в том, что к знаменательной дате — 150-летнему юбилею Третьяковской галереи знаменитый парижский музей Орсе решил преподнести юбиляру особый подарок — организовать выставку 38 живописных полотен французских мастеров — К. Коро, Г. Курбе, Ж.-Ф. Миле, Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, О. Ренуара, В. Ван Гога, а также скульптуры О. Домье, О. Родена, Э. Дега, А. Бурделя, А. Майоля.
Выставка проходила в Третьяковской галерее на Крымском валу с 25 апреля по 17 июля и надо отметить, что несмотря на достаточно высокую стоимость входных билетов очередь в кассы музея во все дни была огромной. Чтобы получить заветный билет на выставку любителям искусства необходимо было отстоять в очереди не меньше 40 минут. Однако возможность лично познакомиться с живописными полотнами музея Орсе, шедеврами импрессионизма стоила времени и денег.
Каждому желающему за дополнительную плату предоставлялся аудиогид, который помогал посетителям разобраться в тонкостях изобразительного искусства, обратить внимание на те или иные фрагменты бессмертных творений, цветовые и световые эксперименты художников, узнать интересные факты об истории импрессионизма.
Аудиопомощник показался весьма полезным многим посетителям выставки. Ведь тем, кто не является специалистами в живописи и разбирается в ее направлениях достаточно условно, не всегда легко понять и по достоинству оценить те или иные шедевры искусства, не зная их истории и замысла живописцев. Открывали выставку картины мастеров французского искусства второй половины 19 в. Добиньи и Коро, которые, хотя и творили в реалистичной манере, иногда экспериментировали со светом и тенью, цветами. Необходимо отметить, что во французском искусстве 19 века господствовали определенные правила и нормы, диктуемые Академией Художеств, требовавшие от художников, например, придерживаться реалистичной манеры живописи, использовать только определенные краски при изображении людей или природы, пусть даже не всегда соответствующие реальным. От картин же требовалось обязательное наличие сюжета. Эти правила задерживали развитие искусства, мешали самовыражению живописцев. Во второй половине 19 в. все чаще стали появляться полотна художников, которые обходили условности Академии Художеств, экспериментировали с сюжетом картин и их световыми решениями.
В 1874 г. прошла выставка молодых художников, картины которых не соответствовали общепринятым нормам, подвергались нападкам критиков и не признавались Академией Художеств. Один из посетителей выставки, критик Луи Леруа презрительно назвал молодых художников, среди которых были О. Ренуар, Э. Дега, Э. Мане, импрессионистами. Позднее это прозвище потеряло свой отрицательный смысл и дало название новому и чрезвычайно интересному направлению в живописи.
Художники-импрессионисты действительно удивляли своими дерзостью и вызовом общепринятым правилам. На полотнах они пытались не только выразить свое личное восприятие окружающей действительности. В одних картинах они в ущерб реалистичности старались как можно более точно передать всю цветовую гамму увиденного ими, в других основное внимание уделяли игре света с тенью, в третьих пытались изобразить не конкретных людей или предметы, а воздух, который их окружает.
Картины Э. Мане являлись любимыми объектами для критики. Э. Мане в своих картинах, прежде всего, хотел отразить не определенный сюжет или сцену из жизни — основы композиции, по мнению критиков того времени. Э. Мане пытался сделать своего рода моментальный снимок увиденного им. Часто модели на его картинах смотрят в разные стороны, имеют различные выражения лиц, заняты своими мыслями и объединены только на живописном полотне Э. Мане. Глядя на «Портрет Эмиля Золя» Э. Мане мы видим писателя в момент его раздумий над новым литературным произведений, он не смотрит на зрителя. Особое внимание зрителя обращает на себя фон картины: японские гравюры, вошедшие в те времена в моду, эскиз картины Э. Мане, которую защищал Э. Золя — именно в благодарность за это и был создан «Портрет».
Вот картины К. Писсаро. Мы видим нечеткие очертания домов, деревьев, реки, что также вызывало протест у критиков и любителей живописи в 19 в. Однако главным для художника была не точность изображения предметов и зданий, а передача своего настроения, мыслей и чувств, которые у него возникли в определенный момент — утром или вечером, весной или летом. Для этого он пользовался особым и чрезвычайно сложным приемом — пытался поместить на картине все цвета, которые он видел на тех или иных предметах, на улицах и на воде при восходе или заходе солнца, смене времен года.
Когда импрессионисты создавали свои шедевры они целиком и полностью погружались во всю глубину своих чувств и мыслей и это не могло не вызывать забавные казусы.
Однажды К. Моне замыслил изобразить на своей картине вокзал Сен-Лазар. Узнав, что в скором времени придет известный живописец, все рабочие и служащие: от начальника вокзала до кочегаров паровозов принялись за подготовку к этому событию. Вокзал был немедленно подметен, паровозы были тщательно вычищены и вымыты, даже машинисты одели новую с иголочки форму.
К. Моне приходил на вокзал, располагался напротив отправляющегося на Руану поезда. Сложнее всего было изобразить клубы пара и игру на них света и тени. Кочегары по просьбе К. Моне сжигали мешки угля, распаляли топки паровозов до предела — клубы пара заполняли все здание вокзала. Но этого было мало, К. Моне потребовал, чтобы отправление поезда на Руану было задержано на полчаса, потому что именно тогда паровоз выглядел бы особенно привлекательно в лучах солнца.
Замысел художника удался — на вокзале Сен-Лазар стоит руанский поезд, на клубах пара играют свет и тень, солнце окрашивает темные своды вокзала в интересные и необычные цвета. К сожалению для рабочих и служащих вокзала — на картине не видны ни их нарядная форма, ни отполированные паровозы, ни даже чистые платформы. Ненужные замыслу картины предметы и вещи К. Моне всегда изображал в расплывчатой манере.
Тем не менее, картины художников-импрессионистов являются достоянием всего человечества, и для многих является счастьем только возможность их видеть собственными глазами и понимать их значение.
Н. Ростова