«Ну, погоди», «Шрек», «Летучий
корабль», «Том и Джерри», «Каникулы в Простоквашино» со знаменитым
дядей Федором — все это наши любимые мультики.
Кажется, что мультики живут своей отдельной, ни на что не похожей
жизнью, и как бы сами по себе. Но это не так: есть мультипликаторы,
которые их создают. Только вот это громоздкое слово,
«мультипликатор», никак не вяжется с веселыми, очень жизнерадостными
людьми этой профессии, у которых богатейшая фантазия.
Мультипликатор — это не серьезно,
мультики — не солидно. Но зато до безумия интересно.
Во ВГИКе, на художественном факультете учат на художника
анимационного фильма.
Звучит долго, скучно и как-то даже не творчески.
Как же на самом деле проходят занятия у будущих мультипликаторов
лучше узнать у них самих.
Улыбчивая Катя Ладатко, будущий мультипликатор ответила на мои
вопросы.
— Кать, вот ты не просто художник, а именно мультипликатор. Почему?
— Ну, во-первых, все-таки просто художник. Будь ты
художник-постановщик кино, аниматор, иллюстратор, даже дизайнер — в
любом случае важно в первую очередь быть хорошим художником. А
профессию мультипликатора я выбрала потому, что всю жизнь любила
рисовать комиксы, разных смешных персонажей. В общем, мне очень
нравилось придумывать свой мир. Еще, наверное, повлияла передача,
которую я посмотрела, поступив в художественную школу: там один
мультипликатор учил рисовать ворону. Я после этого нарисовала целую
кипу историй про эту ворону.
— А давно появилась идея стать мультипликатором?
— Как-то все спонтанно получилось: сначала в шутку брякнула
родителям, а они на родительском собрании в девятом классе сказали
моему мастеру. Он посоветовал поступать во ВГИК. Я приехала в этот
институт просто посмотреть, а потом поняла, что точно хочу учиться
только там. И стала целенаправленно изучать предмет, все больше
восхищаясь и проникаясь любовью к нему. А о выборе за 3 года
обучения не пожалела ни разу.
— Когда ты говоришь: «Я рисую мультики», какая реакция у окружающих?
— Большинство людей считают, будто мультики — это не серьезно, и
рисовать их просто. То ли дело станковая живопись — звучит! А
мультики... детский сад. В общем, не очень восхищаются, удивляются
больше — почему такой нелепый выбор профессии.
— У тебя есть любимые мультики?
— Конечно! «Сказка сказок» Норштейна, «Сон смешного человека»,
«Русалка» Петрова, «Икар» Хитрука, «Отец и дочь» Дюдок, Миадзаки
люблю. Есть очень много мультипликационных шедевров, к сожалению,
многие из них никогда не показывают по телевизору — только на
фестивалях можно посмотреть.. Нам их показывали в институте.
— А свои любимые персонажи есть?
— Не знаю даже… Мне очень нравится Икар у Хитрука, крутой волк в
«Жил-был пес».
— Как вообще придумываются герои будущего мультика?
— Ну, еще когда читаешь произведение, по которому будет ставиться
мультфильм, в голове формируется какой-то образ, его характер. Потом
делаешь раскадровку, и уже из нее, по динамике, по движению, образ
вырастает как-то сам. Остается только додумать детали, покрутить,
главное придумывать как он будет двигаться, мимику его... А то
бывает: вроде хороший на картинке вышел образ, а как начинается
анимация — он сразу становится не таким выразительным. Не можешь
представить, как этот герой может выполнять то или иное действие,
как у него рука-нога пойдет, какая будет походка.
— Можно ли сравнивать современную компьютерную анимацию и старую
докомпьютерную мультипликацию?
— Тут смотря, о чем речь. Например, 3D и рисованная анимация, это
конечно вещи совсем разные. Да и классическая диснеевская анимация
на кальках и флеш-анимация тоже изрядно отличаются. Во флеше не
достичь качества движения, выразительности у сложного персонажа. У
3D свои недостатки — например, никак не удается справиться с
проблемой легковесности героев, им не хватает массы, они как шарики
воздушные.
— Что тебе больше нравится: «наши» мультики или иностранные? Разница
есть?
— Вот их-то, по-моему, нельзя сравнивать. Это вопрос из разряда:
какую вы литературу любите, русскую или зарубежную. Есть хорошие и
плохие черты и в той, и в другой мультипликации. Если же говорить
про современную мультипликацию, то сейчас много достойных вещей
делают. Петров у себя в Ярославле маслом по стеклу, студия Пилот
«Гору самоцветов». К сожалению, новые хорошие мультики можно увидеть
разве что на фестивалях и на показах в Доме кино. Но о них знают в
основном только те, кто непосредственно связан с мультфильмами или
интересуется ими.
Итак, если вы заинтересовались, зайдите на сайты:
http://community.livejournal.com/ru_animalife/profile
http://community.livejournal.com/animation_fest/profile
http://community.livejournal.com/ru_mults/profile.
На них вывешиваются планы «мультяшных» мероприятий с приглашением
всех желающих.
Е. Кветная