ЧУВСТВО КАДРА

НАЧИНАЮЩЕГО ФОТОГРАФА

 

Искусство фотографии стало сегодня поистине народным. Старшее поколение наверняка помнит еще о тех временах, когда фотоаппарат считался предметом дефицита, если не роскоши, а собственные фотографии было гораздо разумнее и дешевле печатать у себя дома. Кто не испытывает легкое чувство ностальгии о том азарте, который раньше возникал практически у каждого фотолюбителя при поиске в магазинах качественной фотографической пленки (конечно же, импортной), при изготовлении раствора для проявки негативов, перекрывавшем порой азарт при съемке окружающего мира? Еще в более далекие годы фотограф считался кем-то избранным, прежде всего, художником, посвященным в тайны моментального создания портретов и пейзажей. А эффектная вспышка магния, которая сопровождала когда-то съемку, вызывала не только раздражение или суеверный ужас, но и большое уважение к фотографу.
Сегодня фотоаппарат давно уже стал непременным спутником человека в прогулках по городу, во время различных праздников, турпоездок. Цифровые аппараты поражают своей простотой и относительно хорошим качеством получаемых фотографий, которые ценят даже профессиональные фотографы. Да и снимки можно напечатать на каждом углу за вполне приемлемую плату. Сегодня фотографировать может каждый (подтверждение чему можно видеть каждый день на улицах), не испытывая при этом каких-либо особых сложностей.

ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Кажется вполне логичным, что доступность, простота и широкие возможности современной фотографической техники должны стимулировать у фотографов (даже любителей) желание делать красивые с эстетической и композиционной точек зрения фотографии.
Если не брать во внимание пробные снимки, случайное нажатие затвора фотоаппарата, некоторые современные направления в фотоискусстве, каждый снимок делается в расчете передать некое содержание того, что видит фотограф. В объектив фотоаппарата могут попасть и отразиться на пленке или цифровой матрице практически любые предметы окружающего мира. Задача же фотографа состоит в том, чтобы объединить в кадре предметы, людей, все, что он видит, так, чтобы донести до зрителя смысл снимка, возможно, свои мысли или чувства, или просто что-то интересное. Предметы в кадре должны быть сняты под таким углом, на таком расстоянии, при таком освещении, чтобы замысел фотографа раскрывался наиболее ярко или хотя бы был понятен зрителю (а не только любителям нового искусства).
Задача эта представляется совсем не простой даже тем, кто серьезно занимается фотографией много лет. Очень редко встречаются случаи, когда человек с фотоаппаратом имеет природное «чувство кадра» или обладает огромным опытом, позволяющим безошибочно определять необходимое место, освещение и момент фотографирования. В основном же, фотографы стараются избегать экспромтов, зная из своего опыта, что большее количество снимков в разных ракурсах с различным установками фотоаппарата и при различном освещении прямо пропорционально их качеству и выразительности.
ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ
Кроме того, существующие законы композиции помогают фотографам (если, конечно, они не ставят эксперименты) создать более-менее доступные для восприятия снимки, которые полезно знать и начинающим фото-художникам.
Существует мнение, особенно укоренившееся в сознании людей, не принадлежащих к касте фотографов-профессионалов, что фотография создается именно для зрителей, для других людей, а не только для самолюбия и самовыражения самого фотографа. С этим мнением редко кто не может согласиться. Тем не менее, зачастую бывает, что фотографии, создаваемые не только простыми гражданами, но и гением популярных ныне профессионалов, требуют дополнительных пояснений и комментариев. Быть может, кто-то скажет, что современное искусство не может стоять на месте и в век цифровых технологий шагает так быстро, что за ним не может угнаться сознание простых смертных. Именно поэтому, прибавит кто-то, нет ничего удивительного, что мало кто понимает современное искусство — ведь оно намного опередило свое время. Не ставя перед собой задачу опровергнуть подобные доводы, могу только заметить, что искусство и, даже скорее, фотографы хотя бы из-за требований хорошего тона могли бы более уважительно относиться к отставшим зрителям и лучше бы стремились не к новым формам в фотоискусстве (все равно понятные только их сознанию), а тогда уж к новым законам восприятия этого искусства.
Сознание современного человека все-таки в большей степени приспособлено к восприятию традиционного искусства, тем более, если вы стремитесь, например, сделанным на отдыхе снимком не создать шедевр, достойный висеть в Центральном доме фотографа, а всего лишь передать информацию или свое настроение или еще что-либо другим людям, то скорее вы преуспеете в этом, сделав его доступным без пояснений.

РАСПОЛОЖЕНИЕ
ОБЪЕКТОВ
Прежде всего, следует напомнить, что комфортность восприятия человеком изображения во многом зависит от расположения предметов на фотографии. Если центром внимания зрителя должен стать просто стоящий или сидящий человек, то снимок его лучше сделать вертикальным. Если же, например, нужно подчеркнуть, что человек раскинул руки или он стоит на каком-либо вытянутом фоне, то снимок лучше делать горизонтальным. Это же относится и к фотографиям деревьев, цветов, животных (если кошка стоит на задних лапах или центром внимания должен стать вытянутый хвост, то снимок будет лучше выглядеть вертикально, ходящая же деловая кошка лучше выглядит на горизонтальной фотографии). В любом случае человеческий глаз воспринимает вертикальную фотографию сверху вниз или снизу вверх, а горизонтальную слева направо или справа налево.
Расположением предмета на снимке можно передать его движение. Сознание человека способно мысленно завершать движение изображенных предметов. Например, шар, находящийся в левой части фотографии, гораздо легче представить катящимся в правую сторону, нежели в левую. Если главное действующее лицо фотографии — велосипедист, двигающийся слева направо, изображен в правой части фотографии, то у зрителя либо может возникнуть чувство дискомфорта от восприятия снимка, либо центром фотографии станет не велосипедист, а то, что находится за ним.

ЛИНИИ
В ФОТОГРАФИИ
Фотографы часто пользуются эффектом пересекающихся линий, основанном на правиле «золотого сечения». Дело в том, что человеческий глаз не может воспринимать образ на снимке в целом, а только в совокупности деталей. Иными словами, глаз обычного человека при взгляде на фотографию практически всегда находится в еле заметном движении, «перебегая» от одной детали на снимке к другой. При этом подсознательно в большинстве случаев человек направляет взор от одной детали к другой по линиям, обязательно имеющимся на снимке. Если на снимке — портрет какого-либо человека, то взгляд идет по линии носа или губ, или просто теней, если на снимке — пейзаж, то глаз бежит по линии берега, земли, неба. В зависимости от количества пересекающихся или переходящих друг в друга линий, от их направления, от препятствий, с которыми сталкивается взгляд при движении по линии, подсознательно у зрителя возникают те или иные чувства (иногда даже просто на уровне комфортности восприятия снимка).
Зная эту странную особенность человеческого глаза, опытные фотографы стараются использовать ее — находят интересный ракурс, следят за тенями и светом. Ведь даже самый милый и приятный ребенок, сфотографированный (быть может, намеренно) на фоне жестких черных и серых линий, может пугать. А самая мрачная и неприятная на взгляд коряга или, например, лягушка с округлыми и мягкими четами могут рождать хорошие эмоции. Считается, ломаные линии раздражают, гладкие успокаивают, вертикальные придают масштаб изображению, а горизонтальные — движение.

ПРАВИЛА
«ДВУХ ТРЕТЕЙ»
Кроме того, существует мнение, что лучшему восприятию фотографического снимка способствует ассиметричность композиции. Безусловно, во многих случаях именно четкая симметрия предметов, расположенных на снимке, является главным замыслом фотографа и находит отклик в виде интереса зрителей. Тем не менее, кажется вполне разумным располагать, например, небо на фотографии в верхней трети, а землю (если она является главным предметом фотографии) в нижних двух третях, или, например, стену дома в правой трети, а пейзаж в правых двух третях.
Разбивка снимка на трети является вполне традиционным и даже излюбленным приемом фотографов, в случаях, когда они просто хотят передать изображение, как оно выглядит в действительности. Однако бывает, что необходимо подчеркнуть именно две равные плоскости (например, угол дома, или горизонт — небо и море) или несколько граней пейзажа. В таких случаях, безусловно, отступление от правила одной трети желательно.
При фотографировании объекта, который должен стать центральным для внимания зрителя, нужно стараться, чтобы его основные черты или линии не выходили за пределы снимка. Желательно, чтобы эти линии заканчивались каким-либо предметом, чтобы зритель не испытывал потребности смотреть за фотографию. Например, если предметом фотографии является лицо человека, то в кадр оно должно быть помещено полностью, если только губы, то лицо может выходить за пределы снимка, а губы находиться внутри.
Безусловно, у каждого правила могут быть исключения, но в целом описанные выше приемы являются традиционными, которые используют поколения фотографов. Поэтому, возможно, они пригодятся и вам.
 

Ю. Трифонов 


Hosted by uCoz