Раньше самые опытные и, можно сказать,
отъявленные агенты иностранных разведок тщетно пытались заполучить
хоть какую-то закрытую информацию о стратегических объектах нашей
страны, в том числе и о закрытой для широкой публики части
московского метро. Сейчас же любой желающий может, открыв
соответствующую страницу сети Интернет, ознакомиться, например, со
схемой, справочными данными, историей создания секретного «Метро-2».
Но даже сейчас правительство и соответствующие органы безопасности
нашей страны продолжают или, по крайней мере, хочется надеяться, что
продолжают сохранять в тайне самые важные узлы и моменты работы
подземки.
Сочетание же сложности московского метро и его определенного ореола
загадочности лично у меня рождает совершенно искреннее любопытство,
которое все больше сменяется удивлением и восхищением.
Московское метро — удивительный мир, который существует, быть может,
и не очень продолжительное время, но уже успел приобрести и свои
традиции, и неписанные правила поведения, свои
достопримечательности, свои легенды и мифы, своих сторонников и
противников. Писатели-фантасты и различного рода утописты иногда
обращаются к теме московского метро, предполагая, в основном, что в
будущем люди все равно будут жить под землей, и, конечно же,
особенно они облюбуют станции и тоннели существующего метрополитена,
создав в нем свои подземные государства. Безусловно, если будущее
уготовило москвичам жизнь под землей, приятнее всего будет
находиться среди памятников архитектуры городского метро, чем в
канализации. Однако мне кажется, что до создания республик под
землей еще далеко. Тем не менее неудивительно, что даже сейчас,
когда столичная подземка каждый день перевозит количество
пассажиров, превышающее порой в два и более раз число жителей
города, метро, по слухам, становится постоянным местом обитания
несколько сотен, если не тысяч людей. Это те люди, которые на земле
потеряли все, что может быть похоже на кров над головой, нашли себе
прибежище в бесчисленном количестве подземных переходов, тоннелей,
заброшенных станций, шахт московского метро, несмотря на все
несогласие с этим милиции и работников метрополитена.
Кроме людей, метрополитен имеет еще и свою флору и даже фауну.
Конечно, скудость видов растений и животных вряд ли может поразить
воображение ботаников, энтомологов, зоологов, но все-таки в метро
живут некоторые представители лишайников, грибов, которые являют
интерес для насекомых, а они в свою очередь становятся питательной
средой для пернатых, коих тоже можно встретить на станциях
неглубокого залегания. Конечно же, рассказы бывалых машинистов
электропоездов, встречавших полуметровых крыс, которые будто бы даже
размахивали красными флажками, несколько преувеличены. Однако
обычные крысы, мыши и другие грызуны, а также и мелкие хищники,
вроде кошек, вполне обыденное явление в метро. Не говоря, конечно
же, об особом виде высокоразвитых собак, так называемых метропсах,
которые вполне осознанно отправляются на метро на другой конец
Москвы на работу или по делам — кивают головой знакомому контролеру,
спускаются на эскалаторе на станцию, совершают посадку на поезд
нужного направления, тактично уступают места инвалидам, лицам
пожилого возраста, пассажирам с детьми и вообще женщинам, а потом,
прислушиваясь к голосу диктора или каким-либо другим приметам,
выходят на нужной остановке.
Метро — удивительный мир, и каждый его пассажир, наверняка имеет
свое особое отношение к этому виду транспорта. Лично мне, конечно
же, тоже не вполне по душе вечная толкучка, которая с появлением в
Москве все новых и новых гостей становится все больше, нервозность и
хамство пассажиров, частая духота в вагонах и на станциях, унылый
пейзаж за окнами электропоездов. Однако все это, как мне кажется, с
лихвой компенсирует скорость и доступность метрополитена. И хотя при
движении в тоннеле из окон смотреть довольно скучно, зато нет двух
станций, похожих друг на друга, а многие являются к тому же
настоящими произведениями искусства.
Метро имеет давнюю и интересную историю своего появления и
строительства. Об этом вы сможете узнать в следующем номере нашей
газеты.
Ю. Трифонов