ОРЕОЛ РОМАНТИКИ ИЗ СТРУН

Говорят, что определенные мелодии помогают комнатным и садовым растениям лучше расти и развиваться, а животным помогает снять стресс и успокоиться. Что же касается человека, то его жизнь и вовсе невозможно представить без музыки. Многие люди просто не могут существовать без включенного магнитофона или аудиоплеера, а другие постоянно испытывают непреодолимое желание петь.
При этом многие песни написаны таким несложным музыкальным языком, что напеть их, а тем более сыграть может даже совсем неопытный музыкант, обладающий даже небольшими зачатками слуха.
Одним из самых простых для обучения инструментов (кроме простой губной гармошки и примитивных инструментов первобытных людей) является, конечно же, гитара. Многие люди уже давно полюбили этот незамысловатый музыкальный инструмент. Те, кто умеет играть на гитаре является безусловным центром внимания любой дружеской компании, окружены ореолом романтики и, кроме того, им гораздо легче дарить радость любителям музыки, чем, скажем пианистам — ведь гитару можно повесить на плечо.

История инструмента
Существует немало предположений, какой инструмент можно считать родоначальником современной гитары. Первый струнный инструмент — кифара появилась за 10 000 лет до н. э. в первых государствах мира — городах Междуречья. Однако по внешнему виду более схожей с гитарой была «набла», струнный инструмент появившийся в Древнем Египте еще до строительства знаменитых пирамид. Правда, от наблы осталось одно название и изображение на одном из памятников истории Египта. Как на ней играли неизвестно. Существуют также сведения о некой «латинской гитаре», которой пользовались древние римляне и мавританской гитаре инструменте арабов. На первой играли приемом щипка, на второй, звучавшей более резко, играли приемом «расгеадо», то есть извлекали звук ударами всех пальцев правой руки. 
В Испании, в которой игра на гитаре была доведена до совершенства, этот инструмент появился в XIII веке и был завезен арабами. Там гитара со своей родственницей виуэллой становится весьма популярной сначала во дворцах вельмож, а затем и среди простого народа. Цыгане, кочевавшие в то время по всем странам Европы, делают гитару своим любимым инструментом. Между прочим, именно они стали основоположниками популярного сейчас стиля «фламенко». Появляются первые композиторы, которые писали музыку специально для гитары. Но в конце XVI века интерес к ней внезапно пропадает.
Тем не менее, гитара попадает в другие страны Европы. Тогда инструмент имел всего пять струн, настроенных в квартовом соотношении, как и родственная ему лютня. Где и когда появилась шестая струна точно неизвестно, но скорее всего случилось это в XVI или XVII веках. Гитара стала более серьезным и ценным в музыкальном отношении инструментом.
Спустя время, в конце XVIII века гитара вновь становится популярной, но уже не только в Испании, но и в Италии, Германии и других странах Европы. Широкое распространение шестиструнная гитара получает и в России. Между прочим, до этого в нашей стране пользовалась повышенным интересом семиструнная гитара, пришедшая к нам из Чехии и Польши, под аккомпанемент которой исполнялись русские народные песни. 
Во всех странах Европы, в домах знатных людей и простых смертных звучат струны гитары. Этот инструмент используют в своих произведениях знаменитые композиторы того времени: Монтеведери, Россини, Верди, Масснэ. Интересно, что виртуозный скрипач великий Паганини был также замечательным гитаристом и написал для гитары ряд прекрасных произведений. Много строк в своих произведениях посвятили гитаре великие поэты — любители игры на этом инструменте — Гете, Байрон, Шелли, Державин, Пушкин, Лермонтов и многие другие. 
В конце XIX века появился ряд усовершенствований гитары. Музыкальный инструмент получил металлические струны, которые звучали громче и звонче. До этого для изготовления струн пытались использовать самые различные материалы, чаще всего специально обработанные жилы животных. Кроме того, на гитарах появились пружины, которые делали верхнюю часть стенки инструмента более прочной. Такие гитары сейчас часто называют фолк-вестерн-гитарами.
Тем не менее в конце XIX столетия гитару опять ждало снижение интереса со стороны публики и музыкантов-любителей главным образом из-за ставшим доступным и широко распространенным фортепиано.
В двадцатые годы прошлого столетия из-за появления джаза снова появляется интерес к гитарам и гитарной музыке, который не закончился до сих пор (и, видимо, уже не закончится). Создаются новые разновидности гитар — оркестровые — большого размера, чтобы гитары было слышно сквозь строй других инструментов. А также джазовые, по форме напоминающие скрипку, с боковыми вырезами. 
30–40-е годы были временем экспериментов как в музыке, так и в производстве гитар. Появляются качественные звукосниматели для гитар, микрофоны. Чувствительная к вибрации пластина крепилась к поверхности струн и передавала звук на динамики. Это стало толчком для появления электрогитар, которые стремительно стали завоевывать музыкальный мир. Так гитара получила новое разделение на акустическую, к которой относились джазовые и классические гитары, и электрогитару.
В 50–60-е годы акустические гитары покидают большую сцену, становясь инструментом для небольших салонных концертов, домашней музыки, песен у костра. С появлением рок-н-ролла для публики играли в большей мере на инструментах со звукоснимателями. Тем не менее исполнители классической гитарной музыки продолжали играть на тех инструментах, которые использовались последние сто лет — классическая гитара не претерпела значительных изменений, только струны на ней стали нейлоновыми.
Настоящий переворот в гитарной музыке совершила ливерпульская четверка «Битлз», сделавшая гитару действительно мировым инструментом. Тем не менее нельзя не упомянуть мастеров игры на гитаре Лауриндо Альмейда, Чарли Кристиан, Джанго Рейнхарда. Настоящим виртуозом считается Джимми Хендрикс, техника игры которого до сих пор является эталоном. Также следует сказать о гитаристах Ричи Блэкморе, Карлосе Сантане, Эрике Клэптоне.
В настоящее время гитара является инструментом, который можно услышать не только в компании друзей, на бардовских концертах, но даже в консерватории.

Деки и обечайки
Гитара устроена следующим образом. Корпус, имеющий овальную форму с выемками по бокам, предназначен для усиления звука, придания ему соответствующей музыкальной окраски — тембра. Корпус состоит из верхней и нижних дек, соединенных боковыми стенками — обечайками. Верхняя дека в большой степени влияет на качество звука. Хорошая верхняя дека делается из особой ели. Выше центра гитары находится круглое резонаторное отверстие. У ее низа расположена подставка, к которой прикреплена костяная пластинка. Ее задачи — держать струны приподнятыми над декой, на расстоянии друг от друга и передавать вибрацию струн на корпус гитары. В нижней части подставки располагаются отверстия для крепления струн. С внутренней стороны и верхняя, и нижняя деки укрепляются поперечными и наклонными планками или пружинами, которые позволяют корпусу гитары выдерживать силу натяжения струн.
Шейка гитары с грифом вмонтирована в верхнюю часть корпуса, в месте соединения двух обечаек. Она закрепляется наглухо или с помощью винта. Поверхность грифа плоская, в нее врезаны ладовые перегородки. Расстояния между ними называются ладами. В верхней части грифа находится верхний порожек с прорезями, в которых располагаются струны. Гитара имеет шесть струн — три тонких и три более толстых, называемых басовыми.
Конечной частью гитары является головка, которая, несколько расширяясь и отклоняясь назад, как бы продолжает шейку. В головке имеются два отверстия, в которых расположены валики с наматываемыми на них верхними концами струн. С обеих сторон головки расположены колки, вращая которые можно изменять натяжение струн.

Настройка гитары
Для того чтобы играть на гитаре, необходимо сначала ее настроить. У обычной гитары шесть струн — три тонкие и три толстые (басовые). Отсчет струн ведется от самой тонкой, отсчет ладов — от головки к корпусу.
Первая струна, зажатая на пятом ладу, настраивается в унисон с нотой «ля» второй октавы (с камертоном «ля» (440 Гц)). Вторая струна, зажатая на пятом ладу, должна звучать в унисон со свободной (незажатой) первой. Третья на четвертом ладу — со второй. Четвертая на пятом ладу — с третьей. Пятая на пятом ладу — с четвертой. Шестая на пятом ладу — с пятой.
Левой рукой на грифе необходимо зажать одну или несколько струн, для того чтобы пальцами правой руки извлекать звуки определенного аккорда.
Конечно, для серьезной игры на гитаре необходимо учиться много лет, а иногда и всю жизнь. Но для аккомпанемента большинства современных песен достаточно освоить всего несколько аккордов — A, Am, C, Dm, E, Em, F.
Попробуйте и убедитесь.

Н. Ростова

Hosted by uCoz