|
В Москве существует большое количество видов общественного транспорта, который призван сделать передвижение по городу удобным и доступным для москвичей. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки — метро является наиболее быстрым видом транспорта, но, к сожалению, не охватывает все уголки столицы, троллейбусы — недостаточно маневрены, а автобусы часто могут простаивать в многочасовых пробках и достаточно сильно загрязняют атмосферу, трамвайные же пути расположены в стороне от московских пробок, но сами трамваи слишком медлительны. Пожалуй, наиболее комфортным, но при этом самым дорогостоящим для проезда городским общественным транспортом является такси. Родиной платных городских перевозок считают с некоторой натяжкой Англию, где в 17 в. появились лицензия на извоз в открытых четырехколесных экипажах «хэкни». В 18 в. во Франции появились «фиакры» — наемные общественные экипажи. Их название объясняется тем, что их первый хозяин организовал стоянку экипажей около часовни покровителя садоводов св. Фиакра. К концу 19 в. конные экипажи в Париже почти повсеместно сменились автомобилями. Тарифы на перевозку определялись городом, тогда же появились счетчики — таксометры, которые дали название таксомоторам или такси. Кабина для пассажиров напоминала прежние экипажи, а водитель сидел в отдельной кабине без дверей — считалось, что шоферу необходимо было иметь возможность переговариваться с другими водителями и пешеходами. Интересно, что в 1914 г., когда немецкие войска подошли к Парижу, 1200 парижских такси перебросили 6500 солдат резерва на фронт. Тогда же появилось выражение: «Если гуси спасли Рим, то Париж спасли таксомоторы». В 19 в. в Англии на улицу вышли более легкие и маневренные двухколесные экипажи — кабриолеты, сокращенно кэбы, название которых сохранилось и до сих пор (лондонские такси носят название «Черные кэбы»). В Англии, также как и во Франции в конце 19 в. автомобили пришли на смену конными экипажам, хотя последний хозяин конного кэба отказался от лицензии в 1947 г. Впрочем внутренность кэбов осталась практически неизменной — водитель располагается за перегородкой, чемоданы ставятся рядом с шофером, а пассажиры могут сидеть на двух рядах сидений лицом к лицу. Более того, лондонские такси до недавнего времени красились только в черный цвет — символ чести и достоинства. В нашей стране такси появились в 1908 г. — Товарищество автомобильного передвижения имело в своем гараже 30 автомобилей. В 1912 г. в Москве уже ездили 230 автомобилей такси. Тарифы утверждались городской управой. Однако в 1917 г. таксомоторная жизнь в России затихла. Впрочем, уже в 1924 г. советское правительство закупило 60 автомобилей Рено и Фиат для создание парка столичного такси. В 1926 г. в Москве уже насчитывалось более 120 автомобилей. С 1932 г. в таксомоторный парк Москвы поступали только отечественные автомобили ГАЗ. А с 1936 г. с появление ГАЗ-М такси стало по-настоящему доступным транспортом в Москве. Однако вызвать такси можно было только из парка — тогда еще отсутствовали радиоэлектронные средства связи. Пассажирам приходилось долгое время простаивать на стоянках такси в ожидании транспорта, хотя к началу войны в Москве насчитывалось более 3000 такси. В Великую Отечественную войну все мос-ковские такси были мобилизованы на «службу в армии». Однако уже сразу по ее окончании московские таксомоторные парки были открыты вновь. В 1948 г. в качестве такси начинают использовать ГАЗ-20 «Победа». Появляются нововведения в ее внешнем облике — «шашечки» на кузове и «зеленый» огонек. В 1957 г. в таксомоторные парки поступают ГАЗ-21, окрашенные в красно-белый цвет, которые в народе стали называть «красными шапочками». В 1970 г. на улицы выходят «Волги», окрашенные в салатовый цвет с желтыми «гребешками» на крыше, которые «царствовали» на московских улицах вплоть до начала 1990-х гг. В российское время все таксомоторные парки были приватизированы и сейчас на улицах Москвы такси представлены большим количеством частных автофирм, официальные тарифы в которых превышают все мысленные пределы, и бесчисленным множеством частных перевозчиков — «бомбилами», безопасность и комфорт передвижения в которых находится на невысоком уровне. В Нью-Йорке такси появились в 1907 г. — росту их числа способствовали мафиозные группировки, которые контролировали пакеты акций таксомоторных компаний. Кроме того, гангстеры-контрабандисты полюбили такси в качестве средства перевозки алкоголя во время эпохи «сухого закона». В Японии автомобили такси появились совсем не давно — еще в середине 1950-х гг. по улицам Токио пассажиров перевозили «рикши» — специальные люди, тянущие за собой двухколесные повозки с пассажирами. Однако японские таксисты являются образцом для подражания — они предельно вежливы и обходительны, носят белые перчатки и каждый день меняют кружевные салфетки на подголовниках пассажиров. С развитием все новых и совершенных средств городского транспорта — надземного метро, монорельсового транспорта, с совершенствованием их сети такси, тем не менее, остаются самым комфортным видом транспорта и по-настоящему приносят удовольствие от поездок по городу.
|
|