|
Среди московской суеты, серых будней и многонационального состава населения города, в самой гуще стремительной столичной жизни, к старинному русскому искусству и культуре можно относиться не иначе как к забавным, интересным, но крайне далеким, покрытым музейной пылью экспонатам. Безусловно, жизнь в таком мегаполисе как Москва стирает культурные различия между населяющими ее горожанами. И даже коренные москвичи уже давно отошли от старорусского уклада жизни, который существовал у их далеких предков. Да и вокруг Москвы на сотни километров вокруг вряд ли можно найти хотя бы частичку старинного русского быта. Поэтому вполне объяснимо, почему старые художественные промыслы вроде хохломских изделий из дерева или гжельской посуды кажутся седой стариной. Тем не менее в некоторых уголках нашей необъятной родины встречаются такие места, где даже воздух пронизан историей русского народа, где сохранились и его самобытность, культурный образ, практически нетронутые безжалостным прогрессом. Далеко на севере в Архангельской области расположен старинный русский город Каргополь. Как и многие другие малые города России он выглядит безлюдным и заброшенным. Провинциальная жизнь течет в нем размеренно и тихо. И хотя многие из его деревянных зданий с наличниками на окнах и другими украшениями и могли бы вызывать интерес у немногочисленных туристов, однако в целом Каргополь вряд ли чем-то выделялся из числа других городов Севера России, если бы не особый вид художественного народного промысла, который существует в Каргополе и его окрестностях. Каргопольская игрушка придала гораздо большую популярность этому уголку Архангельской области, чем деревянные церкви и часовни, построенные без единого гвоздя и затерянные теперь среди лесов, или национальный заповедник Кенозерье, расположенный рядом с Каргополем. С давних времен, возможно с тех самых пор, когда на севере только стали появляться русские поселения, в этих местах люди занимались этим несерьезным, как кому-то может показаться, делом. Считается, что гончары, устававшие от однообразной работы — лепки горшков и глиняной посуды, искали выход своей творческой энергии. В результате, на свет появлялись забавные глиняные игрушки. Они были сделаны из цельных кусков глины, которую мастера вытягивали и удлиняли, пока не получались фигурки людей, животных. Детали гончары создавали с помощью острых палочек. Затем глина обжигалась, ее покрывали сажей или мелом, красками наносили символы. Каргопольская игрушка выглядит примитивной и излишне простой. Иногда мастера доходят до такого обобщения, что сани, например, сливаются с головой коня, а тройка составляет единое целое. Однако именно в ее «наивности» и состоит основная притягательная сила каргопольской игрушки. Даже неискушенному в народном искусстве видно, сколько любви и заботы в нее вложили мастера. В каждой игрушке чувствуется не только талант мастера, но и частичка его души. Несмотря на схематичность фигурок людей, птиц, зверей, каждая игрушка кажется живой, лишь застывшей на короткое время. Создание народной игрушки, в том числе и глиняных фигурок — явление не такое уж распространенное не только в нашей стране, но и в мире. Действительно, удивительно, как в этом суровом северном крае, среди лютых стуж, короткого лета, дремучих лесов и непроходимых болот у людей могло появиться и получить развитие чувство прекрасного. Как жители этих мест могли создавать не только необходимые для хозяйства предметы и обустраивать жизнь вокруг себя, что должно было занимать все время их жизни, но и делать игрушки. Более того, делать эти игрушки с такой выдумкой и чувством. Ведь каждая фигурка является предельно условной и ее образ точно передается еще до раскрашивания, в процессе лепки. И если сделать глиняного человечка и с гораздо большим количеством черт и даже с рисунком может любой желающий, то всего в двух-трех мазках, углублениях или штрихах придать ему удивительную выразительность может только по-настоящему талантливый мастер. Поэтому сохранившаяся в течение столетий традиция создания каргопольской игрушки привлекает значительное внимание не только специалистов, но и простых людей.
Каргопольская игрушка отличается простотой и условностью. Кроме сажи и мела, для ее росписи могут использовать совсем немного красок — самые распространенные — красная, синяя, черная краски, да и их наносят в виде немногочисленных отдельных линий. Вместе с тем настоящая каргопольская игрушка очень выразительна, несмотря на кажущуюся примитивность. Более того она самобытна и практически не испытала на себе влияние «города», как например, дымковская игрушка. Именно поэтому так интересно находить в фигурках из Каргополя следы исторического прошлого нашего народа. Говорят, что в древние времена каргопольская игрушка выполняла роль оберега. В ее назначении угадывались отголоски языческого и даже первобытно-общинного прошлого русского народа. Женские фигурки «отвечали» за плодородие и семейное счастье. На них наносили символы солнца, зерен и т.п., которые имели особое значение в представлении наших предков. К сожалению, конкретное значение каждого из этих символов уже давным-давно забыто, однако тем интереснее угадывать их скрытый смысл. Впоследствии культовый характер фигурок уступил место их предназначению в качестве игрушки. Появились бытовые мотивы, фигурки лепили для создания целых сценок из повседневной жизни крестьян Севера России. Вот пары пляшут кадриль, а поодаль стоит гармонист, вот, целая семья готовится сесть в телегу. Женские фигурки, олицетворявшие божества славянского пантеона, превратились в обычных женщин и девушек, несущих корзинки, держащих младенцев, прядущих нить, готовящих угощение. Появляются фигурки крестьян с бородами-лопатами, которые пашут землю, сеют зерно, куют железо. Множество фигурок посвящены праздничным сюжетам — бородатый мужик играет на балалайке, подвыпившие крестьяне плывут в лодке. Интересна также манера каргопольских мастеров очеловечивать природу — популярными сюжетами являются козел, кующий железо, бараны, правящие «тройкой», медведь, играющий на гармонике. Кроме того, достаточно распространенными становятся утушки-свистульки, которые делались специально к шумным ярмаркам. Особенным персонажем каргопольской игрушки является Полкан — мифический герой, получеловек, полуконь. Трудно сказать, связан ли как-то его образ с древнегреческими мифическими кентаврами, или Полкан был «изобретен» местными мастерами — ведь каргопольским мастерам было свойственно обобщить сани с лошадью или слить трех лошадей в одно существо. Однако считается, что Полкан олицетворяет силу русского богатыря-крестьянина. Каргопольская игрушка отличается от игрушек любого другого уголка России своей выразительностью, эмоциональностью, самобытностью, а также кругом сюжетов. Несмотря на их простоту, их можно разглядывать бесконечно и каждый раз находить что-то новое и интересное. Талантливые от природы мастера, создававшие каргопольскую игрушку в далеком прошлом, остались безымянными. Большинство из них были обычными крестьянами, которые в условиях суровой северной природы от зари до зари занимались своим хозяйством — пахали, сеяли, собирали урожай, ходили за скотиной, а в свободное время сидели за гончарным кругом. Большинство каргопольских игрушек дореволюционного времени не сохранились — ведь очень долго мастера просто не сознавали масштаба своего дарования и отдавали свои творения детям на забаву. Известно, что в 19 в. большинство мастеров каргопольской игрушки проживало в деревне Печниково. Однако еще до революции этот художественный промысел стал постепенно исчезать. В 30-е гг. одним из немногих мастеров каргопольской игрушки оставался потомственный гончар Иван Дружинин, работы которого считаются до сих пор «классическими». В 50-е гг. и вовсе каргопольскую игрушку лепила одна только Ульяна Бабкина. Именно благодаря ей Союз художников РСФСР, наконец, заинтересовался каргопольскими глиняными фигурками. Однако особую роль в деле возрождения каргопольской игрушки сыграла семья Шевелевых, которая теперь гордо именуется династией, основанной потомственным гончаром Дмитрием Васильевичем Шевелевым (1907–2000). Еще в 1967 г. Союз художников РСФСР предложил создать в Каргополе гончарный цех. Возглавил его Александр Петрович Шевелев, который сумел возродить традиционную каргопольскую игрушку и создал много новых ее сюжетов. Тем же делом занимался Валентин Дмитриевич Шевелев, который большое внимание уделял особой технике создания каргопольской игрушки, когда горячую глиняную фигурку опускают в хлебный раствор. Продолжали возрождение старинных традиций и другие члены семейства Шевелевых — Анна Федоровна, Елизавета Владимировна, Николай Петрович, Василий Валентинович, Виталий Дмитриевич, Владимир Дмитриевич, Галина Федоровна Шевелевы. В настоящее время в Каргополе открыт музей семьи Шевелевых, в котором сосредоточены традиции и история каргопольской игрушки, ее прошлое, настоящее и будущее.
В игрушки играл Юрий Трифонов
|
|