|
Современное искусство во всех жанрах и направлениях развивается настолько быстрыми темпами, что, кажется, даже сами художники, скульпторы и другие творческие личности, создающие свои шокирующие произведения, не успевают угнаться за потоком своего собственного сознания. Безусловно, искусство должно значительно опережать свое время, предлагать людям новый взгляд на вещи, создавать новое мышление и царить над буднями. Однако если раньше, например, живопись медленно и планомерно развивалась от наскальных рисунков до разнообразных направлений авангардизма и сюрреализма, и общество еще успевало как-то приспособиться и принять «необычные» творения Пикассо или Дали, то теперь с появлением все новых и новых картин и «инсталляций» практически не всегда возможно не только понять идеи художников, но даже объяснить, что такое «современное искусство». «Бурю эмоций и неудержимый восторг» вызывают нарезанные огурцы на фоне мигающих телевизоров, перевернутые унитазы, коробки в стеклянной трубе, Дональд Дак на флаге с Лениным. Неискушенному зрителю, оказавшемуся в галерее современного искусства, также как и критикам и другим ценителям прекрасного приходится приложить максимум усилий, чтобы не выдать своей серости, — кто знает, ведь над импрессионистами тоже смеялись. Вместе с тем среди представителей современного искусства иногда появляются отдельные личности, которые способны примирить обычного человека с новыми тенденциями в «мире изящного». Одним из таких деятелей современного искусства, произведения которого не вызывают желания покрутить пальцем у виска, является Фабио Виале. Выставка этого итальянского скульптора проходит сейчас в Санкт-Петербурге и продлится до 16 октября. Возможно, что кому-то его творения тоже покажутся несколько странными — привязанный к катушке несколькими километрами веревки гигантский воздушный шарик, который он планирует запустить на орбиту, пенопластовый череп, две покрышки, символизирующие бесконечность, зерно попкорна размером с автомобиль. Однако у любого посетителя его выставок не может не вызвать восхищение виртуозная работа скульп-тора — все эти предметы с удивительной точностью созданы из карарского мрамора. Если воздушный шарик и выглядит мраморным, то даже присмотревшись к черепу никто не скажет, что он весит несколько килограмм и сделан не из пенопласта, а из чистого мрамора. Рядом находится бюст Джоконды, которая кажется невесомой — на месте отломанного носа отчетливо видны поры пенопласта. В действительности бюст весит несколько десятков килограмм и обработан алмазными сверлами. Покрышки с рисунком протектора и соответствующими надписями лежат на полу и так и просят, чтобы по ним ударили — но сделаны они не из резины, а из цельного куска черного мрамора. Среди других работ — десяток самолетиков, подвешенных у зеркала и вроде бы сделанных из бумаги, а в действительности созданных руками скульптора — тоже из мрамора. Некоторыми своими работами Фабио Виале хочет привлечь внимание к проблеме вандализма, распространенного в Италии, да и в других странах, которому подвергаются мраморные скульптуры настоящего и прошлого. Этому посвящена грубо разобранная копия скульптурной группы «Пьеты» Микеланджело, — одиноко лежит как бы вырванный из рук матери Иисус.?Да и, вероятно, Джоконда с отломанным носом взывает об отмщении. По словам Фабио Виале, он старается перевернуть отношение людей и показать новые возможности такого, казалось бы, привычного материала, как мрамор. У питерской публики особую эйфорию вызвал спуск моторной лодки, сделанной из цельного куска белого мрамора с толщиной стенок не более трех сантиметров, в которой Фабио Виале катал по Неве по три человека сразу. В любом случае творения Фабио Виале способны перевернуть отношение многих людей ко всему современному искусству. Ювелирно созданные произведения итальянского скульптора, в которые он, очевидно, вложил колоссальный труд, позволяют ему с полным правом говорить, что «так он видит мир», и вызывать при этом только уважение.
Наталья Ростова
|
|