КРИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАНИЕ

10 октября, в здании мэрии на Тверской рассматривался один из самых волнующих вопросов столичного образования: как воспитать московскую молодежь в духе гражданственности и патриотизма? Разумеется, члены студенческого правительства дублеров, которых этот вопрос касается напрямую, приняли в обсуждении самое живое участие.

С докладом о патриотическом воспитании молодых москвичей выступила руководитель Департамента образования г. Москвы Любовь Кезина. Она говорила о том, что московские власти озабочены отсутствием патриотизма в нашем обществе и о том, как много делается в городе для того, чтобы воспитать в молодежи любовь к своей Родине и гордость за нее. Но, по словам Л. Кезиной, воспитывать молодых москвичей — дело не только департамента образования. 
«Сегодня образование прикладывает огромные усилия, но одна лишь школа никогда не может воспитать настоящего гражданина. Воспитание патриотизма должно начинаться с первых дней жизни ребенка», — отметила Любовь Петровна. 
В докладе была упомянута и деятельность общественных молодежных организаций, а также городского просветительского проекта «Гражданская смена». Без сомнения, работа, проводящаяся в рамках проекта среди московских студентов, способствуют тому, что молодые люди вспоминают и по-новому осмысливают давно «замыленные», но важнейшие понятия: «гражданин», «патриот», «служение Отечеству».
В качестве содокладчика выступила Арина Татаревич — дублер председателя комитета по делам семьи и молодежи и одна из активных участников «Гражданской смены». Все члены «взрослого» правительства с особым вниманием выслушали Арину — студентку Московского государственного открытого университета, чтобы услышать, что по этому поводу думает сама молодежь. Чем можно заинтересовать молодых москвичей? Как воспитать чувство гордости за свою страну?
Арина отметила, что среди московской молодежи нередко разгораются споры о ценности понятия «родина», о том, что без ощущения себя гражданином великой страны молодому человеку жить очень трудно. Вместе с этим, действительность не всегда дает поводы говорить о себе с гордостью, однако это не значит, что гордиться мы должны только прошлым. Напротив, чем больше мы говорим о живой, недавней истории, о реалиях нашей страны, тем эффективнее будет патриотическое воспитание. В предложенном же проекте постановления упор делается на исторический контекст. К тому же само понятие патриотического воспитания рассматривается в основном как воспитание военно-патриотическое. Это не совсем верно. 
Понятие патриотизма гораздо шире. В нынешних условиях особенно актуально воспитание в молодежи толерантности по отношению к представителям других народов и национальностей нашей многонациональной страны. По мнению дублеров, патриотизм выражается в уважении законов своей страны, уважении прав и свобод таких же, как ты, граждан. И воспитывается это не только абстрактными лекциями.
Молодежь должна иметь возможность прикоснуться к историческим и культурным ценностям Родины, общаться со своими сверстниками из других регионов. Для этого необходимо развивать внутрироссийский молодежный туризм. «Часто молодые люди хотят посмотреть именно свою страну, ее исторические места насладиться красотой ее природы. Мы должны предоставлять им возможность увидеть все то, что они могут и должны любить», — говорилось на заседании. И Москва могла бы выступить пионером в этом направлении.
Главная проблема представленного департаментом образования проекта постановления правительства, по мнению дублеров, — в невозможности выделить критерии, по которым можно оценить эффективность работы: как узнать, стала ли молодежь более патриотична после того или иного мероприятия? Вместе с этим, бюджет на реализацию гражданского воспитания — более 200 млн. рублей — достаточно велик, на что не мог не обратить внимания руководитель Департамента финансов Юрий Коростелев, который потребовал более детально прописать все планируемые расходы.   
Несмотря на высказанную критику проекта постановления, сама проблема молодежного патриотизма рассматривается как весьма серьезная, и скупиться на нее, по мнению членов правительства, ни в коем случае нельзя. Председательствующий на заседании первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Юрий Росляк предложил департаменту образования доработать проект с учетом пожеланий, высказанных дублерами, и отдельно похвалил Арину Татаревич за высказанные предложения и критический взгляд на проблему. По словам Юрия Витальевича, доработка постановления непременно должна проводиться совместно с молодежным правительством.  

Пресс-служба 
«Гражданской смены» 
и правительства дублеров

Hosted by uCoz