|
На первую половину 19 в. приходится расцвет русской художественной литературы — период, который абсолютно правомерно называют золотым веком русских писателей и поэтов. Это время отмечено творчеством многих замечательных и поистине великих русских мастеров художественного слова, чьи имена навсегда запечатлены в истории русской литературы. Однако история эта, очевидно, берет свое начало не с первых строк, написанных Пушкиным, и даже не с имен Жуковского и Вяземского. Более того вполне возможно и даже весьма вероятно, что столь благодатную почву для творчества поэтов и писателей 19 века, готовили своим трудом замечательные люди более раннего времени. Среди наиболее ярких представителей допушкинской эпохи русской поэзии следует отметить, прежде всего, Гавриила Романовича Державина, чей вклад в русскую культуру является значительным и весомым. Гавриил Романович родился в Казани 3 июля 1743 г. в бедной семье мелкопоместных дворян. Его отец — армейский офицер вынужден был с семьей постоянно переезжать из одного города в другой — из Казани в Яранск, затем в Ставрополь, потом в Оренбург и снова в Казань. Бедность семьи не позволила будущему поэту получить хорошее образование. Сначала он учился у дьячка грамоте, затем оказался в пансионе сосланного на каторгу немца Розе, оказавшегося «полным невежей», но, по крайней мере, научившего Державина немецкому языку. Впрочем, бедность семьи Державиных и положение, в котором они находились на протяжении всего детства и отрочества Гавриила Романовича оказывали и положительное воздействие на будущего поэта. С раннего детства он видел «людей неправосудных и притеснителей сирот» и обостренное чувство справедливости, стремление к правде и изменению жизни к лучшему впоследствии стали идеями многих его произведений. В 1759 г. в Казани Державину удалось поступить в местную гимназию, в которой он проучился совсем недолго. В 1762 г. его востребовали на службу в Петербург, и с этого времени начался наиболее тяжелый период его жизни. Проживая в солдатских казармах, окруженный невежественными товарищами, вынужденный выполнять самую черную работу Державин вполне мог впасть в отчаяние. Он пристрастился к карточным играм, вел знакомство с недостойными людьми. Впрочем, природная склонность к книгам и стихосложению поддерживали Державина. Через десять лет солдатской службы его производят в офицеры, а через год начинается восстание Пугачева. Державин является к начальнику войск, посланных на подавление восстания, Бибикову с просьбой взять его с собой. Его усердие и труды во время пугачевского бунта были в конце концов отмечены наградой — Державину причиталось 300 душ в Белоруссии, а также штатский чин коллежского советника (полковника). В 1775 г. Державин выиграл 40 000 рублей, «имея в кармане» всего 50 рублей, в 1778 г. получил видную должность в Сенате и женился на 16-летней дочери камердинера Петра III португальца Бастидона, влюбившись с первого взгляда. В это же время происходит перелом в творчестве поэта. Если первые стихотворения Державина, казались неудачным подражанием Ломоносову, то с 1779 г. Державин становится на свой собственный путь. Поэт предпочитал не высокопарность и возвышенность, а скорее звучность и красоту. В его произведениях сочетался и «высокий стиль» и сатира и юмор, и призывы к сильным мира сего и народные мотивы, обороты и выражения. В знаменитой «Фелице» 1782 г. он чуть ли не впервые в отечественной литературе перешел от высокого тона классической поэзии к реальному и живому языку. Поэзия и уважительное отношение Державина к российской императрице вызывали благоволение со стороны Екатерины II. Когда Державин столкнулся с неправдой и злоупотреблениями князя Вяземского в Сенате и подал в отставку, он практически сразу был назначен олонецким губернатором, где начал непримиримую борьбу со взяточничеством, однако через год был удален из Петрозаводска и назначен тамбовским губернатором, но и оттуда был отправлен в отставку. В 1791 г. он был назначен статссекретарем императрицы, но и там не прижился и был назначен сенатором, что означало в целом удаление его от государственных дел. Сам Державин говорил, что императрица часто заводила речь с ним о стихах, как будто намекая, что главное дело его жизни должна быть поэзия. Однако Державин настаивал на различных расследованиях и наживал себе новых врагов. С воцарением Павла I Державин опять впал в немилость, но выручила его опять поэзия. При Александре I Державин был даже министром юстиции, но уже в 1803 г. вышел в отставку. Державин имел много государственных наград и в целом занимал видное место в высшем обществе того времени. Однако гораздо большую пользу он принес не на государственных постах, а своей творческой деятельностью. Хотя сам Державин подчас характеризовал поэзию как «летом вкусный лимонад» и не относился к ней более серьезно, чем к своей службе, однако его произведения стали переходом от тяжелой классической поэзии к стихосложению новой эпохи, использующему живой «забавный русский слог». Юрий Трифонов__ .
|
|