|
В далеких северных краях, там где лето весьма походит на холодное осеннее утро в Москве, там, где зимняя стужа сковывает не только реки и море, но даже воздух, где царят северное сияние и длинные полярные ночи, где, кажется, могут жить только белые медведи и морозостойкие финно-угорские племена, с давних пор стоит старинный русский город Архангельск. В этом году Архангельск празднует свой 425-й год рождения, однако первые русские поселения в устье Северной Двины возникли гораздо раньше. Известно, что еще в 12 в. новгородцы построили здесь монастырь, который в 1419 г. был опустошен шведами, а в 1619 г. сгорел и был перенесен на новое место. Вокруг монастыря располагались русские поселения Лисостров, Княжостров, Лявля и другие. В 1553 г. на Северной Двине появляются английские купцы, которые налаживают достаточно бурную торговлю с местным населением. Довольно скоро в окрестностях монастыря появляются иностранные фактории, амбары, другие складские помещения русских и иностранных купцов. Новое поселение получило название Новых Холмогор и полтора века являлось единственным морским портом в нашей стране. В 1583 г. Иван Грозный в связи с войной со шведами приказал построить в устье Северной Двины крепость, которая была возведена всего за год. Сюда переместились воевода, иностранные фактории и пристани русских купцов, а также принудительно были перемещены 130 двинских семей. Вначале крепость и поселения вокруг нее носили общее название Новохолмогорского посада, с 1596 г. — Архангельского города, а с 1613 г. — Архангельска. С 1680-х гг. Архангельск становится центром русской внешней торговли, который приносил до 60% доходов государственной казны. Еще большую славу Архангельску принесла эпоха петровских преобразований. Петр I посещал Архангельск три раза. Именно этот город он сделал тогда центром отечественного кораблестроения, в котором за полтора века было построены 700 крупных военных и торговых кораблей. Впрочем, после строительства Санкт-Петербурга сам же Петр постарался снизить значение Архангельска — сюда он разрешил ввозить только то количество товаров, которое необходимо было для питания населения, а в 1714 г. была запрещена торговля хлебом через этот город. Впрочем, в эпоху наполеоновских войн, когда французский император ввел континентальную блокаду и включил в нее и Россию, значение Архангельска вновь возросло — это был единственный порт в нашей стране, куда могли поступать английские товары. Позднее Архангельск превратился в крупный лесопромышленный центр России, откуда дерево продавалось в Европу. В 1918–1920 гг. город был оккупирован английскими и французскими войсками, а во время Великой Отечественной войны использовался для поставки военной помощи в рамках ленд-лиза. Впрочем, со строительства в 1916 г. Мурманска на берегу незамерзающего Кольского залива значение Архангельска в качестве международного торгового порта снова уменьшилось. В настоящее время Архангельск хотя и остался столицей области, однако о его былом величии практически ничего не напоминает. А ведь когда-то архангельская ярмарка гремела по всей России и по свидетельству очевидцев на время ее проведения жизнь замирала даже в Москве. Да что Москва, достаточно вспомнить, что Робинзон Крузо возвращался со своего необитаемого острова через Архангельск. И вообще когда-то через Архангельск с половиной мира торговали более 70 городов. Когда-то Архангельск также считался городом, в котором находилась самая северная линия трамвая, но в 2004 г. ее ликвидировали, как и все троллейбусные линии. И сейчас, похоже, что Архангельск остается известным лишь благодаря своему изображению на 500 рублевой купюре и своему легендарному прошлому, городом, в котором борются за сохранение пивзавода и других архитектурных ансамблей. Юрий Трифонов
Особую известность Каргополю, безусловно, приносит существующий здесь издавна художественный промысел. Вместе с тем Каргополь и его окрестности представляют некоторый интерес не только в силу проживания в этих местах мастеров каргопольской игрушки. По поводу названия Каргополя существуют различные точки зрения. Одни пытаются найти в названии города и, соответственно, у его первых поселенцев греческие корни («полис» по-гречески «город»). Другие утверждают, что название обозначает место, где располагался княжеский острог — «Каргово поле» (карго в простонаречии «ворона»). Интересен также и герб Каргополя, который появился в 18 в., — в поле лежит баран на горящих углях. Почему именно баран выбран символом города объяснить никто не может, но сущствует версия, что он является отголоском языческих времен, когда в этих местах приносили в жертву барана. Между прочим, даже после принятия христианства местные жители также приносили барана в жертву только уже Илье Пророку. Первые поселения здесь, по данным археологов, появились еще в 11 в. Однако первое упоминание о Каргополе в летописи относится к 12 в. — в 1146 г. во время похода князя Вячеславом против чуди и финноугров был основан город Каргополь. Впрочем затем о нем нигде не упоминается до 1447 г., когда в стенах Каргополя нашел временное пристанище Дмитрий Шемяка, бежавший от своего двоюродного брата Василия Темного. Много позже Каргополь становится одним из самых крупных городов России, здесь цвела торговля, шумели ярмарки. Показательно, что Иван Грозный причислил Каргополь к 20 городам своей опричнины. В Смутное время Каргополь 3 раза пытались взять поляки и казацкие шайки. Кроме того, в Каргополь был сослан мятежник Иван Болотников, которого здесь ослепили и утопили в проруби. Из Каргопольской земли вышли Федор Савельевич Прядунов, рудоискатель, основатель первого в России нефтяного промысла; Александр Андреевич Баранов, первый главный правитель Российских колоний в Америке; Алексей Павлович Чапыгин, писатель. Впрочем, уже в 18 в. значение Каргополя как торгового города резко падает. Дело в том, что находился он на одном из самых оживленных торговых путей в России — на берегу Онежского озера. Однако с выходом России на Балтийское море, выход в Белое море через Онежское озеро становится уже непривлекательным. Соответственно, торговые пути теперь направляются не на Север, через Каргополь и Архангельск, а на северо-запад, через Санкт-Петербург. Кроме того, по указу Петра I все лучшие работники Каргополя, как и многих других российских городов, были направлены с семьями «на вечное житье» в СанктПетербург. Каргополь опустел и уже перестал играть прежнюю экономическую роль на Севере России. В 19 в. сюда даже решили не прокладывать железной дороги, и до сих пор до Каргополя можно добраться только на автомобиле. В самом же городе практически все осталось неизменным, как и сто лет назад — редкие каменные строения, преобладающие деревянные здания и даже деревянные мостовые. Тем не менее по развитию духовной и культурной жизни Каргополь продолжал выделяться и выделяется среди других городов Севера России. Наташа Ростова
.
|
|