Как не ошибитьсЯ в выборе профессии?

В последние годы рынок труда пополнился новыми профессиями, которых раньше не было, и людям, в особенности молодым, очень тяжело выбрать себе достойный ВУЗ, чтобы потом устроиться на престижную работу по специальности. Конечно, в выборе ВУЗа можно последовать совету родителей, или пойти по стопам дедушки … но все же лучше самостоятельно расставить приоритеты и, прибавив к этому свои склонности, решить, чему посвятить свою дальнейшую жизнь.

Для тех, кто еще не достаточно уверен в правильности принятого решения, или еще вовсе не задумывался о возможном трудоустройстве, при Московском центре труда и занятости молодежи «Перспектива» открыт профориентационный класс, помогающий молодым людям разобраться в мире технических специальностей.
Профориентационный класс, или класс «тех преп» существует уже седьмой год, и за это время через него прошло около тысячи человек, из которых примерно 25% он помог определиться с будущей профессией и специальностью.
С помощью таких классов возрастает эффективность подготовки базы для будущего высшего образования и возможность потенциальным студентам проверить себя на профпригодность.
Профориентационный класс «тех преп» находится в здании Московского центра труда и занятости «Перспектива» по адресу: Москва, 1-й Пехотный переулок, 4 (проезд: метро Щукинская, последний вагон из центра, автобус № 105 или № 800 до остановки «52-я больница»).
Работают ученики небольшими группами, чтобы была возможность уделять время каждому. К каждому из 16 мест прикреплена своя модель — уменьшенная копия установок и приборов, которые используются на реальных производствах. Все шестнадцать различны. Это модель фрезеровочного станка, три модели производства электроэнергии без вреда для окружающей среды: ветряная, солнечная, гидроэлектростанция. Также есть станки по обработке пластмасс, на которых с помощью нагревания можно создать интересные рисунки. Кстати, к этим станкам последние пару лет ученики питают особую привязанность, что не удивительно, если учесть, что пластмасса искусственный материал, который приобретает все большую популярность в связи с истощением природных ресурсов.
Каждая модель представляет собой довольно большой объемный квадрат, со множеством различных рычажков и кнопочек, и, естественно, если ее включить, все начинает шевелиться, ездить, светиться и жужжать.
Различные модели помогают ученикам попробовать себя в разных отраслях технической промышленности и решить, что им больше нравиться. Всего курс рассчитан на один учебный год и за это время ученик проходит 4–5 моделей, но некоторые увлеченные умудряются пройти все.
Для каждой из моделей разработан специальный курс, который проходят на компьютере. Курс разбит на несколько частей и предполагает самостоятельное поэтапное изучение. Вводные уроки предназначены для ознакомления с назначением и практическим применением конкретной модели. Например, в курсе модели «Солнечной энергетической системы» на начальных уроках рассматривается теоретическое понятие энергии, различные способы ее получения. К урокам приложены анимационные примеры, иллюстрирующие текст, а также проверочные тесты, не пройдя которые невозможно перейти к следующему уроку. Так закрепляются полученные знания. И лишь на последующих занятиях ученики получают возможность выполнять практические задания, предполагающие работу с моделью. Всеэто сделано для того, чтобы практические навыки были подкреплены хорошей теоретической основой. Конечно, научившись работать с моделью невозможно стать специалистом, но вот определиться, действительно ли это занятие способно удовлетворить пожелания, возможно и вполне реально.
Хотя все специальности, предлагаемые для изучения в классе «тех преп», так или иначе связаны с техникой и электроникой, сюда ходят не только мальчики. Соотношение примерно 50 на 50. Девушки теперь тоже могут заниматься подобной работой в связи с тем, что на предприятиях не нужна огромная физическая сила. Ее заменяет способность грамотно логически мыслить. Что касается работы на моделях, то молодые люди предпочитают модель автоматического складирования, стенды механики и пневматики. Девушки же отдают предпочтение фрезеровочному станку, с помощью которого можно изготовить красивые картины на маленьком пластиковом блоке. Правда, чтобы исполнить простенькую надпись, надо немало потрудиться: составить на компьютере специальную программу и проверить ее в действии без использования станка. Если все получилось, и на мониторе высветилась запрограммированная картинка, работа выполняется на блоке. Например, один ученик одиннадцатого класса Леонид, сделал табличку с надписью «школа № 644, 11 «А» кл. Выпуск —2003» и подарил ее директору своей школы.
Сами молодые люди говорят, что хоть занятия и обязательные, никто не заставляет их сюда ходить, просто им это интересно. Многие из них хотят связать свою дальнейшую жизнь с техникой, и этот класс — хорошая возможность оценить свои силы, способности и выбрать одно из множества направлений в этой сфере. Все они сходятся во мнении, что преподавание здесь в корне отличается от школьных уроков. И прежде всего тем, что занимаются они самостоятельно, а если что-то не получается, имеют возможность обратиться к преподавателю, который индивидуально поможет любому ученику справиться с возникшим затруднением. Правда, оценки, как и в школе, здесь ставят, ведь нужен какой-то контроль знаний.
Как и в любой работе, и здесь есть свои сложности: молодежь ломает модели, вытаскивает шарики из компьютерных мышек и совершает прочие акты вандализма. Кто-то случайно, по невнимательности, а кому-то интересно повернуть ручку робота туда, куда она совсем не должна поворачиваться и оторвать какой-нибудь проводок…Но не стоит думать, что все ученики сплошь вандалы и хулиганы. В основном это неплохие люди. Они знают, что каждое лето преподаватель проводит зачистку файлов на каждом компьютере, и оставляют там свои сообщения с благодарностями, иногда даже в стихотворной форме.
Работа по профориентации не ограничивается работой с моделями в классе «тех преп». Большую роль играют психологи-профориентаторы. Для этого на каждом компьютере установлен ряд психологических тестов, пройдя которые можно определить свои наклонности и предпочтения в профессиональной сфере. Например, такой тест: некоторое количество вопросов, отвечать на каждый надо по двум категориям — получается ли это делать и нравиться ли это делать. После прохождения теста надо проконсультироваться с психологом, и он популярно объяснит, кем тебе лучше быть. Результаты теста разбиваются в процентном соотношении на пять категорий: человек — художественный образ, человек— техника, человек — человек, человек — природа, человек — знаковая система. Все области, в который вы набрали больше 6 (из 10 возможных) баллов, можно рассматривать как варианты. На каждый из этих пяти подразделений предусмотрен список профессий.
О. Захарова
Сайт центра труда
и занятости
«Перспектива», www.delovie.ru

Вы также можете записаться на прием к психологу-профориентатору по телефону: 8 (499) 190-45-61. 




Hosted by uCoz