В последние годы рынок труда пополнился
новыми профессиями, которых раньше не было, и людям, в особенности
молодым, очень тяжело выбрать себе достойный ВУЗ, чтобы потом
устроиться на престижную работу по специальности. Конечно, в выборе
ВУЗа можно последовать совету родителей, или пойти по стопам дедушки
… но все же лучше самостоятельно расставить приоритеты и, прибавив к
этому свои склонности, решить, чему посвятить свою дальнейшую жизнь.
Для тех, кто еще не достаточно уверен в
правильности принятого решения, или еще вовсе не задумывался о
возможном трудоустройстве, при Московском центре труда и занятости
молодежи «Перспектива» открыт профориентационный класс, помогающий
молодым людям разобраться в мире технических специальностей.
Профориентационный класс, или класс «тех преп» существует уже
седьмой год, и за это время через него прошло около тысячи человек,
из которых примерно 25% он помог определиться с будущей профессией и
специальностью.
С помощью таких классов возрастает эффективность подготовки базы для
будущего высшего образования и возможность потенциальным студентам
проверить себя на профпригодность.
Профориентационный класс «тех преп» находится в здании Московского
центра труда и занятости «Перспектива» по адресу: Москва, 1-й
Пехотный переулок, 4 (проезд: метро Щукинская, последний вагон из
центра, автобус № 105 или № 800 до остановки «52-я больница»).
Работают ученики небольшими группами, чтобы была возможность уделять
время каждому. К каждому из 16 мест прикреплена своя модель —
уменьшенная копия установок и приборов, которые используются на
реальных производствах. Все шестнадцать различны. Это модель
фрезеровочного станка, три модели производства электроэнергии без
вреда для окружающей среды: ветряная, солнечная,
гидроэлектростанция. Также есть станки по обработке пластмасс, на
которых с помощью нагревания можно создать интересные рисунки.
Кстати, к этим станкам последние пару лет ученики питают особую
привязанность, что не удивительно, если учесть, что пластмасса
искусственный материал, который приобретает все большую популярность
в связи с истощением природных ресурсов.
Каждая модель представляет собой довольно большой объемный квадрат,
со множеством различных рычажков и кнопочек, и, естественно, если ее
включить, все начинает шевелиться, ездить, светиться и жужжать.
Различные модели помогают ученикам попробовать себя в разных
отраслях технической промышленности и решить, что им больше
нравиться. Всего курс рассчитан на один учебный год и за это время
ученик проходит 4–5 моделей, но некоторые увлеченные умудряются
пройти все.
Для каждой из моделей разработан специальный курс, который проходят
на компьютере. Курс разбит на несколько частей и предполагает
самостоятельное поэтапное изучение. Вводные уроки предназначены для
ознакомления с назначением и практическим применением конкретной
модели. Например, в курсе модели «Солнечной энергетической системы»
на начальных уроках рассматривается теоретическое понятие энергии,
различные способы ее получения. К урокам приложены анимационные
примеры, иллюстрирующие текст, а также проверочные тесты, не пройдя
которые невозможно перейти к следующему уроку. Так закрепляются
полученные знания. И лишь на последующих занятиях ученики получают
возможность выполнять практические задания, предполагающие работу с
моделью. Всеэто сделано для того, чтобы практические навыки были
подкреплены хорошей теоретической основой. Конечно, научившись
работать с моделью невозможно стать специалистом, но вот
определиться, действительно ли это занятие способно удовлетворить
пожелания, возможно и вполне реально.
Хотя все специальности, предлагаемые для изучения в классе «тех преп»,
так или иначе связаны с техникой и электроникой, сюда ходят не
только мальчики. Соотношение примерно 50 на 50. Девушки теперь тоже
могут заниматься подобной работой в связи с тем, что на предприятиях
не нужна огромная физическая сила. Ее заменяет способность грамотно
логически мыслить. Что касается работы на моделях, то молодые люди
предпочитают модель автоматического складирования, стенды механики и
пневматики. Девушки же отдают предпочтение фрезеровочному станку, с
помощью которого можно изготовить красивые картины на маленьком
пластиковом блоке. Правда, чтобы исполнить простенькую надпись, надо
немало потрудиться: составить на компьютере специальную программу и
проверить ее в действии без использования станка. Если все
получилось, и на мониторе высветилась запрограммированная картинка,
работа выполняется на блоке. Например, один ученик одиннадцатого
класса Леонид, сделал табличку с надписью «школа № 644, 11 «А» кл.
Выпуск —2003» и подарил ее директору своей школы.
Сами молодые люди говорят, что хоть занятия и обязательные, никто не
заставляет их сюда ходить, просто им это интересно. Многие из них
хотят связать свою дальнейшую жизнь с техникой, и этот класс —
хорошая возможность оценить свои силы, способности и выбрать одно из
множества направлений в этой сфере. Все они сходятся во мнении, что
преподавание здесь в корне отличается от школьных уроков. И прежде
всего тем, что занимаются они самостоятельно, а если что-то не
получается, имеют возможность обратиться к преподавателю, который
индивидуально поможет любому ученику справиться с возникшим
затруднением. Правда, оценки, как и в школе, здесь ставят, ведь
нужен какой-то контроль знаний.
Как и в любой работе, и здесь есть свои сложности: молодежь ломает
модели, вытаскивает шарики из компьютерных мышек и совершает прочие
акты вандализма. Кто-то случайно, по невнимательности, а кому-то
интересно повернуть ручку робота туда, куда она совсем не должна
поворачиваться и оторвать какой-нибудь проводок…Но не стоит думать,
что все ученики сплошь вандалы и хулиганы. В основном это неплохие
люди. Они знают, что каждое лето преподаватель проводит зачистку
файлов на каждом компьютере, и оставляют там свои сообщения с
благодарностями, иногда даже в стихотворной форме.
Работа по профориентации не ограничивается работой с моделями в
классе «тех преп». Большую роль играют психологи-профориентаторы.
Для этого на каждом компьютере установлен ряд психологических
тестов, пройдя которые можно определить свои наклонности и
предпочтения в профессиональной сфере. Например, такой тест:
некоторое количество вопросов, отвечать на каждый надо по двум
категориям — получается ли это делать и нравиться ли это делать.
После прохождения теста надо проконсультироваться с психологом, и он
популярно объяснит, кем тебе лучше быть. Результаты теста
разбиваются в процентном соотношении на пять категорий: человек —
художественный образ, человек— техника, человек — человек, человек —
природа, человек — знаковая система. Все области, в который вы
набрали больше 6 (из 10 возможных) баллов, можно рассматривать как
варианты. На каждый из этих пяти подразделений предусмотрен список
профессий.
О. Захарова
Сайт центра труда
и занятости
«Перспектива», www.delovie.ru
Вы также можете записаться на прием к психологу-профориентатору по
телефону: 8 (499) 190-45-61.