|
Загадка библиотеки царя Ивана Грозного
Неизвестно, что в этой истории увлекательней – рассказы о самой библиотеке или о ее поисках…
Как любая Большая Тайна, библиотека царя Ивана Грозного будоражит умы уже много столетий. Найти библиотеку – едва ли не главная мечта всех кладоискателей нашей страны. С ее поисками можно сравнить разве что поиски Янтарной комнаты. Однако специалисты давно уже говорят, что поиски библиотеки – дело совершенно безнадежное, и какого-то подземелья, в котором спрятаны сотни сундуков с уникальными книгами, скорее всего, просто не существует. Хотя книги времен Ивана Грозного, в том числе и с его собственноручными пометками, имеются в российских музеях и библиотеках. Известно, что царь Иван IV был образованным человеком и тот факт, что он владел обширной и очень ценной библиотекой, сомнений не вызывает. Обычно, когда говорят о «библиотеке Ивана Грозного» (ее еще на старинный манер называют «либерией»), имеют в виду два разных собрания книг. Во-первых, существовало собрание, созданное самим царем. Во-вторых, есть сведения о том, что византийская принцесса Софья Палеолог привезла с собой в приданое московскому царю Ивану III коллекцию редких книг. Наиболее восторженные оптимисты верят, что среди книг, привезенных Софьей, были труды древних авторов, считающиеся утерянными или даже вовсе неизвестные современным исследователям. Однако серьезные исследователи относятся к этой легенде скептически. Софья, безусловно, была женщиной образованной и книги у нее, скорее всего, действительно были. Но явно не в таких фантастических количествах, о которых любят говорить мечтающие рано или поздно найти заветный клад. О приезде Софьи в Москву говорится в русских летописях. Там же упоминается, что при ней был караван из 70 подвод. Кладоискатели предпочитают думать, что все они были заполнены книгами. Однако историки сопоставляют простые факты, которые свидетельствуют о том, что Софья вряд ли была обладательницей такой невероятной библиотеки. Константинополь, где хранилась библиотека византийских императоров, турки захватили в 1453 году. Софье тогда было 12-13 лет. А в Московском княжестве она появилась лишь в 1472-м. Почти двадцать лет принцесса жила в Италии под присмотром Папы Римского. Отец Софьи был младшим братом последнего византийского императора. Через семь лет после падения Константинополя он и сам перебрался в Рим, где жил на средства, выделенные ему коллегией кардиналов. Умер он в 1465 году, а Софья продолжала жить на попечении Папы Римского. Софья, получившая в Риме новое имя – Зоя, слыла бедной бесприданницей. Рим трижды пытался выдать ее замуж. Если бы принцесса были обладательницей ценнейшей библиотеки, сомнительно, чтобы она жила в бедности и считалась бесприданницей. Ведь в допечатные времена книги были большой редкостью, они были очень дороги, причем даже не в силу своей литературной или исторической ценности, но просто в силу того, что переплеты книг украшались драгоценными металлами и камнями. Кроме того, за почти двадцать лет, которые Софья прожила в Риме, сведения об уникальной библиотеке, наверняка, распространились бы. Ведь окружали принцессу образованные люди, знающие толк в книгах. Скептики ссылаются также на свидетельство ватиканского эмиссара в Москве - Петра Аркудия, который приехал в Россию в 1600 году, через 128 лет после Софьи, интересуясь, какие греческие и латинские рукописи хранятся в столице и могут ли они быть интересны для Ватикана. Не найдя ни малейших следов «библиотеки византийских императоров», он написал в Рим, что такой библиотеки никогда и не было, и никаких ценных собраний книг в Москве быть не может, «поскольку русские князья отличались своей необразованностью». Оптимисты считают это свидетельство наиболее надежным доказательством того, что библиотека к тому времени уже была надежна упрятана и только редкие посвященные знали о ее местонахождении. А с папского эмиссара что взять? Как еще он мог отозваться о России?.. Сам интерес Рима к таинственной библиотеке – свидетельство того, что легенда существовала уже в те времени. И есть немало свидетельств, которые эту легенду питали и питают до сих пор. Первый источник, на который ссылаются исследователи – это свидетельство Максима Грека, приехавшего в Москву в 1518 году для перевода некоторых церковных книг. Считается, что Василий III, сын Ивана III и Софьи Палеолог, неожиданно узнал о существовании тайника с книгами матери. Якобы он случайно натолкнулся на каменный подземный сейф с «мертвыми книгами» в основном на греческом языке, которого он не знал. Для перевода и был приглашен Максим Грек. Максим Грек сделал опись найденным книгам по поручению Василия III, но перевести успел очень мало. Попав в немилость к Василию III, он был заключен в тюрьму, а библиотека за ненадобностью была вновь замурована. Однако незадолго до смерти Максим Грек открыл тайну библиотеки юному Ивану Грозному. Вновь была предпринята попытка найти толмача, который смог бы перевести книги на русский язык. Иван Грозный хотел поручить перевод библиотеки пастору Веттерману, переселившемуся из завоеванного Дерпта в Москву, и слывшему человеком образованным, благочестивым, знавшим несколько языков, в том числе и греческий. Но Виттерман отказался, и царь отпустил его восвояси. А библиотеку вновь замуровали. Следующим, кто подтвердил существование библиотеки, был дьяк Макарьев. Он по заданию царевны Софьи обследовал подземные ходы Кремля и видел в тоннеле, ведущем из Тайницкой башни через весь Кремль под Арсенальную, в одной из камер через маленькое окошко над железной дверью большое количество кованых сундуков. Макарьев якобы хранил эту тайну до самой смерти, а не смертном одре открыл ее звонарю с Пресни Конону Осипову, который пытался найти тайник, используя момент, когда рабочие по приказу Петра I копали рвы для фундамента будущего Арсенала. И он даже наткнулся на перекрытие этого тайника. Царь Петр заинтересовался кладом и велел его разыскать. Но вскоре Петр умер. Через 10 лет Осипов опять обратился в Сенат, попросив денег и 20 рабочих-арестантов. Но оказалось, что пономарь скрыл факт первых раскопок, а в своей церкви еще и проворовался и надеялся казенными деньгами покрыть недостачу. Раскопки запретили, а Осипова наказали. Но главная сенсация была связана с появлением в начале XIX века некоего «списка Дабелова». В 1822 году профессор римского права Христиан Дабелов заявил, что в архиве города Пярну обнаружил рукописный каталог библиотеки некоего русского царя. В каталоге говорилось о 800 книгах. Причем, в списке значились совершенно уникальные труды, о которых европейские любители старины могли только мечтать – неизвестные труды Тита Ливия, Тацита, Цицерона, Вергилия… Свидетельства Максима Грека и Виттермана сами по себе сомнению не подвергаются, хотя, строго говоря, они доказывают только наличие у царей Василия III и Ивана IV книг на греческом языке, но не той самой легендарной библиотеки византийских императоров. Что же касается «списка Дабелова», то, к сожалению, сейчас уже совершенно ясно, что это обыкновенная фальшивка. Окончательно этот факт был доказан уже в XX веке, хотя сомнения появились гораздо раньше. В конце XIX века раскопки в Кремле вели немецкий филолог Эдуард Тремер и директор Исторического музея князь Щербатов. В 1933 году спелеолог и краевед Игнатий Стеллецкий по личному разрешению Сталина проводил собственные раскопки. В 1999 году бизнесмен Герман Стерлигов собирался предпринять раскопки в Кремле, но до реальных работ дело так и не дошло. Все поиски закончились неудачей в том смысле, что либерию так и не нашли. Библиотеку Ивана Грозного искали не только в Москве. Сейчас описано около 60 точек в столице и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник. Серьезные поиски, с участием экстрасенсов, предпринимались в Александрове. Поиски в этом городе велись не случайно. Здесь в 1564-1581 гг. находилась опричная столица. Опричник Г. Штаден писал в Германию, что в Александровой Слободе лежит много денег и добра, которые захватил царь по разным городам (Тверь, Казань, Торжок, Новгород, Псков) и 300 монастырям вокруг них. В описи царского архива записано, что Иван Грозный лично отобрал и увёз в Александрову Слободу некоторые книги. Здесь в Слободе английский купец Дежром Горсей летом 1581 г. получил от Грозного Остроженскую Библию, извлечённую из хранилища, которая сейчас находится в Лондонском музее. Про подземелья города Александрова, как и про подземелья московского Кремля, существует множество легенд и «достовернейших свидетельств». Однако пока все поиски там также закончились ничем. Между тем историки говорят, что все намного прозаичнее и искать надо гораздо ближе. Библиотека у Ивана Грозного, безусловно, была. И, вероятно, весьма богатая. В основном это православные книги духовного содержания и исторические летописи. Как единое книжное собрание библиотека не сохранилась, и позднее оказалась рассредоточена по разным хранилищам в Москве и Петербурге. Так, например, директор по научной работе Государственного исторического музея доктор исторических наук В.Л. Егоров считает, что библиотека Ивана Грозного хранится в Историческом музее. Один из томов, с собственноручными пометками царя Ивана IV, был куплен писателем Иваном Егоровичем Забелиным на Смоленском рынке. Другой подарен музею богатым купцом, третий еще кем-то… Из этого можно сделать вывод, что во время Смуты и интервенции XVII в. Библиотека была просто растащена по всей Москве и как единое собрание просто перестала существовать. Пока же поиски царской библиотеки завершаются шумным успехом только в художественных книжках, которых на эту тему написана уже не одна. Но на то она и Большая Тайна, чтобы будоражить умы…
.
|
|