«Да гопак не так танцуется! То-то я гляжу, не клеится все. Что ж это рассказывает кум?.. А ну: гоп трала! гоп трала! гоп, гоп, гоп!»

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Шлях лицаря Святої Борні та Захисника Вітчизни».

Из девиза японского самурая.

Столетиями люди в целях самообороны или нападения разрабатывали приемы и способы ударов, захватов, блокирования противника и ухода от нападения. Со временем эти приемы складывались в стройную систему боевого искусства с присущими ему представлениями о мире и месте человека в нем. Особенно техника борьбы возводилась в ранг искусства и целой философии боя на Дальнем Востоке, который подарил миру кун-фу, дзю-до, карате, ушу, таеквондо и многое другое. Поэтому боевые искусства становятся определенной визитной карточкой Китая, Кореи, Японии, которые хотя и могут вполне гордиться и другими своими достижениями, однако в сознании обывателей не в последнюю очередь ассоциируются с приемами и техниками национальной борьбы.

Впрочем, не так давно корейцам, японцам, китайцам пришлось сбавить свой снобизм и высокомерие и несколько потесниться в мире боевых искусств. Естественно, их сердца забились с особенной силой, когда выяснилось, что заявку на появление нового единоборства сделали не вьетнамцы и не монголы, а украинцы.

Более того, если самураям и мастерам кун-фу приходилось создавать специальные школы боевых искусств, бережно передавать древнее мастерство из поколения в поколение, создавая новые стили и направления, давая имена каждому удару и приему, то наши ближайшие соседи украинцы счастливо избежали всех этих трудностей. Как сообщается, боевой гопак появился еще на Запорожской Сечи, куда стекались со всех концов Украины беглые крестьяне, испытывавшие, тройной гнет: религиозный, крепостнический и национальный. Там суровые казаки упорно и настойчиво создавали новое тайное оружие против ненавистных ляхов. Поскольку оружие было тайным, его необходимо было как-то скрыть от врагов, что при широте души запорожских казаков было трудно. Очевидно, тогда и появилась идея спрятать приемы борьбы и самообороны в том деле, которым казаки занимались чуть ли не каждый день — в народном танце. И действительно, весьма красочный обычный украинский гопак отличить от боевого гопака можно только по серьезности взгляда его исполнителя. Выглядит боевой гопак, по крайней мере, на YouTube так: старый мастер с седым оселедцем и усами в национальной одежде (не путать с Тарасом Бульбой) подходит к своим ученикам, выстроившимся в ряд. Он в чисто украинской манере кланяется им в пояс, прижимая правую руку к груди и отмахивая левой. Ученики, стараясь подражать своему учителю, делают то же. После этого все расходятся по сторонам, и под музыкальный аккомпанемент пускаются в пляску. Один отчаянно машет двумя саблями, стараясь не задеть соседа, другой подпрыгивает на месте, выкидывая коленца, третий прыгает по кругу, наклоняя голову вперед и размахивая ногами, четвертый с одобрением смотрит на предыдущих. Впрочем, вполне возможно, что движений в боевом гопаке и больше, но знать о них, предположим, могут только посвященные. Известно только, что есть такие приемы как подсечки, копняки, гопки, присядки, тынки, ползунцы. Кстати, как и в восточных единоборствах в боевом гопаке есть своя строгая иерархия. Настоящий мастер должен пройти семь ступеней: Жовтяк, Сокол, Ястреб, Джура, Козак, Характерник и Волхв. Существуют также пять видов поединка Герць, Забава, Борня, Тан-двобий, Однотан.

Воссоздал забытое боевое искусство украинцев некий житель Львова В. Пилат (не путать с прокуратором Иудеи) в 1985 г. Он объездил всю Украину и все СНГ, собирая знания о боевом гопаке, которых хватило на создание целой школы этого боевого искусства и целой теории, что Назарет, означает город На заре, Иерусалим — означает город руссов Е-рус-алим и вообще, что мировая цивилизация зародилась на Украине.

В боевом гопаке существует и своя философия боя, но, в отличие от восточных единоборств, мастера гопака не стремятся к гармонии с собой и вселенной, а преследуют действительно благородную цель «присвячують своє життя служінню Україні» — ведут бой за идеалы украинского государства.

Между прочим, боевым гопаком в обязательном порядке занимаются в некоторых спортивных колледжах и даже институтах, а недавно начальник Центра по борьбе с терроризмом значительно укрепил национальную безопасность Украины, заявив, что спецназ теперь будет осваивать боевой гопак в качестве основной боевой дисциплины.__

 

Танец неотличим от боя, а бой прекрасен как танец? Это современная капоэйра! От нее, по слухам, произошли современный хип-хоп и брейкданс, зажигательная латиноамериканская музыка... А еще капоэйра — это грозное боевое искусство, которое может защитить в любой жизненной ситуации.

По легенде капоэйра как боевое искусство изобрели африканские невольники.

Европейцы, как известно, не гнушались работорговлей. Португальцы, например, привозили невольников из Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго и других португальских колоний. Но невольники не были такими уж беззащитными и не хотели мириться с угнетением. Чтобы уметь постоять за себя, им приходилось тренироваться тайно, чтобы не вызвать ни у кого подозрения.

Вечером после работы рабы собирались в круг, они пели свои песни, хлопали в ладоши, стучали в барабаны и танцевали — картина типичная для африканского племени — выходцы с горячего континента не прочь потанцевать. Двое мужчин в середине кружка кружились, выполняя странные движения, напоминавшие энергичный танец. Так, пока ничего не подозревающие надсмотрщики дремали, рабы то ли выполняли некий религиозный обряд, то ли создавали удивительный танец, энергичный и опасный, как настоящее боевое искусство. Когда рабство ушло в прошлое, и Бразилия была провозглашена республикой, капоэйра перебралась в самые неблагополучные районы Рио-де-Жанейро и Сальвадора, превратившись из способа самозащиты стремящегося к свободе человека в инструмент криминальных разборок. Тогда ее арсенал был дополнен мачете и ножами. В результате в 1890 году капоэйра оказалась вне закона.

Но в 1932 году местре (мастер) Бимба с учениками, которые тайно сохраняли и совершенствовали капоэйру, продемонстрировал искусство владения своим телом перед президентом Бразилии, и капоэйра получила официальное признание на всей территории страны. Оно было признано уникальным видом спорта, сочетающим в себе удивительную энергию, игровые моменты и неповторимый бразильский колорит.

С той поры антураж капоэйры практически не изменился. И сегодня по всему миру люди с увлечением выходят в круг, чтобы выплеснуть эмоции и отрицательную энергию в бросках и прыжках, которые обязательно сопровождают капоэйру. Несмотря на то, что их движения полны грации и силы, они могут быть очень опасны. С одной стороны круга, который называется рода, стоят музыканты. У них в руках барабан (атабаке), бубен (пандейро) и смычковой инструмент (беримбау) — лук с подвешенной к тетиве выдолбленной тыквой, на котором играют при помощи палочки.

В круг выходят два участника, и под звуки музыки начинается фантастическое зрелище — неповторимая смесь танца, игры, ритма, акробатики, хлещущих через край эмоций и удивительной гибкости бойцов. Игроки то плавно крадутся пригнувшись, то наносят удар мыском, стоя на одной ладони, то резко уклоняются, перемещая вес тела с одной ноги на другую, то ходят колесом, танцуют на кончиках пальцев, делают перевороты с выпадами в воздухе, приземляются на руки, выгибаются и взлетают снова, едва не касаясь противника... Расстояние между соперниками минимально, но касаться противника в капоэйре запрещено. Бойцы-танцоры смотрят друг другу в глаза, чувствуют намерения противника кожей и, кажется, читают мысли друг друга. Ритмичная музыка и хлопки зрителей, задают ускоряющийся темп, игроки растворяются в капоэйре, впадая в состоянии, в котором способны сделать то, чего сами от себя не ожидали. Побеждает тот, кто «нанес» больше воображаемых ударов, перетанцевал, запутал соперника, разгадал его замыслы и ярче показал свои физические возможности.

В отличие от других боевых искусств акцент в капоэйре делается именно на игре, импровизации, а не на том, чтобы обездвижить соперника, положить его на лопатки в прямом смысле. Поэтому в капоэйра — занятие очень веселое и непринужденное. Здесь ты в центре внимания, ты импровизируешь, ты непредсказуем, ты излучаешь энергию и зажигаешь ею окружающих. Капоэйра — отличный способ научиться владеть своим телом, развить координацию и потрясающую ловкость.

— Разнообразие движений и приемов капоэйры обеспечивает гибкость телу благодаря хорошей растяжке, а еще дает очень серьезную нагрузку (в том числе и статическую) на все без исключения группы мышц.

— Капоэйра учит концентрироваться, рассчитывать движения, наносить удары, ставить блоки, чувствовать партнера и предвидеть его намерения.

— Как боевое искусство капоэйра признана одним из самых эффективных. Ее удары молниеносны, движения непредсказуемы, а маневры неожиданны. Многие приемы позволяют быстро прекратить любую уличную драку.

— Эта «игра» раскрепощает тело, укрепляет силу духа и веру в себя. Это отличный способ избавиться от комплексов и стрессов.__

.

 

Hosted by uCoz