|
В суете в современной городской жизни, в ее буднях и праздниках иногда приходит мысль, высказанная еще А. Солженицыным о том, что население нашей страны давным-давно надорвало свои силы, и народ как-то измельчал. С особой остротой понимание, что душевные силы нашего народа практически невосполнимо утрачены, появляется в старинных русских городах, построенных талантливыми мастерами и умельцами, которые уже давно стали провинциальными — забытыми населенными пунктами второстепенных областей нашей страны. Глядя на произведения искусства, созданные нашими предками, понимаешь, что современное поколение россиян вряд ли способно на что-либо подобное. Впрочем, некоторые такие города и селения до сих пор привлекают внимание многочисленных туристов и, значит, существуют не напрасно. Вдали о шумных и пыльных городов, за тысячу километров от Москвы, практически в центре древнего Онежского озера находится остров Кижи. На его земле расположен самый знаменитый музей русского деревянного зодчества, созданный в 1966 г. Начиная с того времени на остров завезли несколько интересных церквей и часовен, однако главная достопримечательность Кижей — церковь Преображения была построена на самом острове. И первый вопрос, которым задаешься, оказавшись в Кижах — кому пришло в голову в этом безлюдье, чуть ли не на краю земли построить такое монументальное сооружение. Церковь Преображения была построена в 1714 г. и представляет собой самый сложный и богатый по украшению деревянный храм, сохранившийся в России. У церкви 22 «главы» — башенки в виде бочонков, ее высота 37 метров. К срубу в центре примыкают четыре прируба по сторонам света, а с западной стороны еще и трапезная. Особое впечатление производит внутренняя часть храма, который, впрочем, считается летним — зимой в нем службы никогда не проводились. Внутри в яркие солнечные дни свет разливается равномерно по всему пространству, придавая особый вид четырехярусному иконостасу. И все это было построено в лучших традициях русского деревянного зодчества — без единого гвоздя. Более того, легенда гласит, что построил ее один мастер при помощи одного топора, который по окончании строительства выбросил в озеро. Впрочем, Кижи в древности были гораздо более оживлены, чем даже в нынешнюю эпоху развитого туризма. Кижи обычно произносят с ударением на последний слог, однако по традициям карельского и финского языков ударение следовало бы ставить на первый слог, а переводится это слово как «игрище». Первые русские на острове оказались в 10–12 вв. в эпоху Новгорода Великого, который распространял свою власть вплоть до Ледовитого океана. Первое же упоминание об острове относится к 1496 г., когда острова Онежского озера уже находились под властью Московского княжества. Уже тогда Кижи были центром жизни на Онежском озере. Здесь находился Спасский погост — поселение-община, объединявшее более 130 деревень и селений на островах Онеги. То есть, это был центр довольно большого округа, который имел лишь ту особенность, что располагался на озере. Здесь находился центр духовной жизни населения островов, здесь располагались лавки и амбары, здесь проходили ярмарки, здесь останавливались купцы, совершающие свой путь через Онежское озеро. В дни ярмарок торговцев и прочих людей на острове собиралось столько, что даже приходилось строить специальные здания для гостей. Здесь же находили приют восставшие в деревнях и на заводах Олонецкой губернии крестьяне в 17–18 вв. В Кижах кроме Преображенской церкви есть на что посмотреть. Рядом с ней стоит построенная в 1764 г. Покровская церковь — зимний храм острова. Зодчим, поставившим ее также без единого гвоздя, предстояла трудная задача — построить такую церковь, которая бы не потерялась на фоне двадцатидвухглавой Преображенской церкви. И это им удалось — Покровская церковь не противоречит Преображенской, но удачно дополняет ее архитектуру. В Покровской церкви восемь главок окружают центральную девятую. Они выглядят изящными и утонченными, но не затмевают главы соседней церкви. Стоят эти главы на небольших восьмигранников, что придает сооружению легкость. Украшена церковь зубчатым резным фронтоном. Впрочем, уже к концу 19 в. остров запустел, и одним из последних зданий, возведенных здесь была Шатровая колокольня (1874 г.), а ко времени создания музея под открытым небом — практически замерла. Однако в 1966 г. остров пережил второе рождение. Сюда привезли многие памятники деревянного зодчества севера России. К ним относятся — маленькая Лазаревская церковь, построенная в 1391 г. являвшаяся первым строение Муромского монастыря (стоит теперь в отдалении от Преображенской церкви на валунах), часовня Михаила Архангела из Леликоозера и часовня из деревни Кавгоры. Кроме того, на острове все желающие могут осмотреть ветряную мельницу, избы, амбары, жилой дом из Ошевнева — большой двухэтажный дом, который по северным обычаям объединяет под своей крышей хозяйственные и жилые постройки. Добраться до острова довольно трудно — от Петразаводска он находится в 68 км. И даже на катере придется плыть не меньше трех часов. Впрочем, к услугам туристов местные жители предлагают широкий спектр услуг — от доставки на остров вертолетом до проживания в гостинице. Ансамбль деревянного зодчества Кижи стал памятником мирового значения в 1990 г., когда Кижский погост вошел в список ЮНЕСКО. Чуть позднее, значение памятников острова Кижи было оценено и в нашей стране — в 1993 г. стали памятником федерального значения. Впрочем, и без этого архитектурный ансамбль Кижей является важным и замечательным творением русским мастеров, представляющим собой целую эпоху русской культуры. Зодчество Кижей вызывает невольное уважение и преклонение перед мастерством безымянных плотников русского Севера, восхищение перед людьми, создавшими столь прекрасные творения. Ю. Трифонов.
|
|