|
Проникновение в нашу жизнь плодов прогресса и достижений общемировой культуры давно уже стало чем-то обыденным. Безусловно, многие помнят и о своих корнях, и о том, к какому народу они имеют отношение по своему рождению. Многие чувствуют свою духовную причастность к истории и культуре русского народа. Однако при этом мало кто способен отказаться от того, что дает нам современность и западная цивилизация, или хотя бы взглянуть на окружающий мир глазами русского человека прежних времен. Все наши размышления и представления о быте русского народа проходят через призму нашей «образованности» и жизни в большом городе. Поэтому и касаемся мы жизни русских крестьян (из которых, собственно говоря, и происходят русские люди) с некоторой небрежностью и снисходительным высокомерием. Однако, уверена, есть в укладе жизни и быте русского народа прежних времен такие вещи, которые не могут оставить равнодушным ни одного русского человека, каких бы вершин в социальной иерархии он ни достиг. К ним относятся русские народные песни, которые, действительно, когда-то и жить, и работать помогали. Говоря же о музыкальности русского народа, конечно же, нельзя обойти и русские народные инструменты, первой среди которых является балалайка. Балалайка кажется одним из самых примитивных инструментов, созданных когдалибо человеком — три струны на треугольном слегка изогнутом корпусе с грифом. Балалайка — это, конечно же, не скрипка, и даже не гитара. Но удивительно, насколько близка она сердцу и чувствам каждого русского человека — игрой на балалайке заслушивались Пушкин, Лермонтов, Римский-Корсаков, Толстой. При кажущейся простоте в форме балалайки и незатейливости звуков, которые можно из нее извлекать, этот инструмент как нельзя более точно передает характер русской песни — от быстрой и яркой кадрили, до печальных и протяжных песен русских девушек. Более того, балалайка довольно точно передает и характер русского крестьянина. Простая с виду, всего тремя струнами и несложными для восприятия звуками, она может хранить и передавать широчайший набор красок и душевных переживаний, лаконичным аккомпанементом передавать мельчайшие оттенки настроения и эмоций. По богатству тембрового разнообразия балалайке нет равных среди инструментов. Когда появилась балалайка точно неизвестно. Очевидно только, что этот музыкальный инструмент пользовался достаточной популярностью на деревне задолго до его первого письменного упоминания. Само название кажется истинно народным — сочетанием слогов довольно точно передается характер звуков инструмента. Считается также, что балалайка имеет один корень с такими словами как «балагурить», «балакать». Впервые же сообщается о балалайке в 1688 г., когда в «Памяти стрелецкого приказа» появилась запись, что житель Арзамаса Савка Федоров и крестьянин Ивашка Федоров, въезжая на телеге в Яузские воротах «играли на балалайке и стрельцов бранили». За это они были биты батогами и препровождены в темницу. Впрочем, этот случай интересен даже не жестокостью наказания, а тем, что два крестьянина вообще могли так свободно играть на трехструнном инструменте. Еще в 1648 г. царь Алексей Михайлович Тишайший распорядился собрать все русские народные музыкальные инструменты и сжечь их, а ослушников, осмеливавшихся не подчиниться и продолжать играть, ссылать на вечное поселение куда подальше. Впрочем, при Петре I, когда вообще-то все чужестранное в противовес русскому внедрялось усиленными темпами, гонения на балалайки закончились, а уже в середине 18 в. они становятся самым популярным музыкальным инструментом — даже при дворе не брезговали послушать иной раз трель балалайки. Однако после этого происходит ее внезапное забвение. Повсеместно в качестве аккомпанемента русских народных гуляний место балалайки занимает гармоника и уже к середине 19 в. ее веселые звуки было встретить крайне затруднительно. Однажды русский помещик В.Н. Андреев услышал игру своего слуги Антипа на балалайке. Считая себя знатоком русской культуры и народной музыки Андреев был несказанно удивлен — такой инструмент он видел впервые. В 1886 г. он дал свой сольный концерт в зале дворянского собрания в Петербурге и произвел настоящий фурор среди общественности — о его игре на странном инструменте написали все газеты. Андреев пошел еще дальше. Понимая возможности балалайки и сожалея о ее столь удивительном забвении, он решил вернуть инструмент (в усовершенствованном виде) народу. Он принялся обучать игре на балалайке солдат петербургского гарнизона. По окончании службы солдаты забирали балалайки с собой. Возможно, благодаря этому или частым выступлениям Андреева и его единомышленников балалайка стала быстро возвращать свои позиции. Более того, концерты пользовались популярностью в Европе и Америке, а некоторые французы даже начали играть на этом инструменте. Сейчас же балалайка вновь забыта на деревне — большинство потенциальных исполнителей давно спились или перебрались в город. Зато балалайка пользуется популярностью в концертных залах и принимает участие в исполнении не только русских народных музыкальных произведений, но и русской, и западной классики. Создано целое семейство балалаек, размером от 60 см до 1,7 м. Для балалайки написано более 100 концертов и других произведений крупной формы. Н. Ростова.
|
|