Русских поэтов пушкинской и постпушкинской эпохи безжалостные потомки ставят одних выше, других ниже на условной лестнице литературного дарования. Их рассматривают с точки зрения уровня их таланта, который, безусловно, от природы у всех был разный. Измеряют силу их произведений, как будто речь идет о какойто физической величине. Однако можно ли вообще оценивать дальность полета души действительно одаренных людей — поэтов 19 в. Конечно, творчество одних — Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета имело большее влияние на русскую поэзию, чем стихотворения Рылеева, Языкова, Алексея Толстого, Жемчужникова. Но, например, высоты, которую достиг своим поэтическим дарованием и литературной деятельностью Пушкин, пока еще никто не превзошел. И ведь все они внесли свой вклад в развитие русской поэзии, имя каждого из них должно быть вписано золотыми буквами в историю ее культуры. Тем более, что многие поэты 19 в. еще недостаточно оценены своими потомками и многие просто забыты благодаря четкому делению на основных и второстепенных поэтов, о котором мы узнаем в школе.

Впрочем, творческая деятельность Аполлона Николаевича Майкова в отличие от многих других его поэтов-современников все-таки «оценена» достаточно высоко. Еще при жизни Майкова ставили в один ряд с Фетом и Тютчевым, которые вместе составляли «триаду поэтов чистого искусства». Родился поэт в Москве 4 июня 1821 г. Кажется, что в его семье просто не мог не появиться одаренный человек. Его отец был академиком живописи, мать поэтессой и переводчицей. В роду Майковых был богослов Нил Сорский, поэт екатерининских времен В. Майков. Один брат Аполлона Валериан стал литературным критиком и публицистом, другой брат Леонид — историком литературы. Детство свое Аполлон провел в имении своего отца под Троице-Сергиевой лаврой, а в 1834 г. семья переехала в Санкт-Петербург. В одно время уроки детям Майковых давал сам И.А. Гончаров, правда тогда он еще был юн и незнаменит. Известно, что Аполлон увлекался живописью, и только близорукость помешала ему стать известным живописцем и повторить путь отца. Впрочем, Аполлон уже тогда проявлял и свой литературный талант, свои первые прозаические опыты, в которых чувствовалось большое влияние Гоголя, он помещал в домашних рукописных журналах.

В 1842 г. в возрасте 21 года он выпустил свою первую книгу стихов, в которых он передавал свои мысли и душевные чувства в изящной и ясной форме, что было весьма необычно для весьма туманной, о неопределенных мечтах поэзии того времени. Считается, что стихотворения Майкова в тот период стали продолжением антологических традиций поэзии Батюшкова. Через два года Майков отправляется за границу, в Италию, и его поэзия приобретает новые черты. Майков как будто стремится в своих стихотворениях к чему-то светлому и возвышенному, попадает в круговорот чувств и возносится ввысь. Он создает целый римский цикл стихотворений, которые восхитили и удивили даже Гоголя. По возвращении в Россию он поступает на должность помощника библиотекаря Румянцевского музея, где продолжил свой творческий путь.

Он часто встречался с Белинским, Тургеневым, Григоровичем, Некрасовым, примкнул даже на некоторое время к кружку петрашевцев. В целом он склонялся к идеологии западничества, но постоянная критика действий правительства начинала его утомлять, а после Крымской войны социальные взгляды Майкова резко изменились. Критика западноевропейской цивилизации стала лейтмотивом сборника его стихов «1854-й год», а стихотворение «Арлекин» даже возмутило демократическую общественность. Майков становится по своим убеждениям монархистом.

Впрочем, Майков касался в своем творчестве не только социальных переживаний. Широкую известность и заслуженное восхищение у современников и потомков вызывали и вызывают его «эстетические» стихи. В свое время стали хрестоматийными его стихотворения о русской природе («Летний дождь», «Сенокос», «Ласточка», «Нива», «Весна! Выставляется первая рама»). Его стихотворения были переложены на музыку Римским-Корсаковым, Чайковским и многими другими композиторами. А впоследствии занимался стихотворными переводами русских, белорусских, сербских, греческих, испанских произведений народного творчества, в частности, он переложил в стихотворную форму «Слово о полку Игореве». И хотя жизненный путь Майкова был достаточно ровным и спокойным, в отличие от других поэтов эпохи, подвергавшихся гонениям, оказывавшихся в центре жизненных бурь, и биография Аполлона Николаевича казалась малопоэтичной (он не дрался на дуэли, не был незаконнорожденным, не восставал против политического строя, не отправлялся в ссылку), творчество этого мастера рифмы и слова остается значительными и важными для русской культуры.__

.

 

Hosted by uCoz